Общее - личное и "выученная беспомощность". Поток сознания :)
8nity — 03.01.2022 Не ищите здесь законченной мысли, ее нет. Хочу всего лишь "обозначить тему".В 20-е и 30-е годы прошлого века было сотворено много всего, в том числе очень много всякой фигни :) Но, как мне кажется, главное отличие от 70-х и 80-х было в настроении людей, а именно: ощущение "Я строю новый мир!" Подчеркнуто - "Я". Ощущение себя Творцом. А не просто одним из тысячи землекопов.
Именно это ощущение себя Личностью, творящей историю как раз и разбудило запертые до того силы, что и позволило мир слегка перевернуть. Побочный эффект от этого освобождения - куча всякой фигни во всех областях деятельности. Эффект неизбежный. Аналогия: если пустить ребенка в оборудованную мастерскую и разрешить делать ВСЕ что ему хочется, и не надзирать за ним - это просто страшно: он и пожар может устроить, и без руки остаться, и наделает в первый момент какой-то ерунды, которой место в ведре. Но если сжать зубы и не позволить себе стоять над ним в роли надзирателя - из-под его рук может появиться, например, антигравитационный двигатель. Просто ребенок еще не знает, что его сделать нельзя :)
А в 70-е и 80-е почти никто себя Личностью и Творцом не ощущал. Все были как солдаты - одинаковые, выполняющие разворот по команде. "Кто там разговаривает в строю?!"
Про "выученную беспомощность" все читали, но на всякий случай повторю. Маленького слоненка привязывают к дереву за лапу толстой веревкой - он привыкает к тому, что эту веревку он порвать не может. Потом взрослого слона привязывают тонюсенькой бечевкой, которая не удержала бы собаку, но слон даже не пытается ее порвать - он уверен, что это невозможно.
И вот, МЫ ВСЕ находимся во власти этой "выученной беспомощности". С кем ни заговори - в голове есть четкое разделение на "они" - которые могут что-то сделать, и "мы" - "А что мы можем?!" (Я сам - НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ! Так что никакой "позиции сверху" тут нет)
Не собираюсь заниматься групповой психотерапией (как известно, от психотерапии без "заказа" - никакой пользы кроме вреда). Просто предлагаю всем эту мысль подумать хорошенько.
* * *
В "позднесоветской традиции" было принято противопоставлять личное и общее.
И мне сейчас пришло в голову: в этом могла быть идеологическая диверсия.
Выдаю картинку:
СтОит мне только заикнуться "Я хочу ..." - немедленно откуда-то сверху раздается строгий голос какого-нибудь воспитателя / пионервожатого / комсорга / неважно : "Мало ли что ТЫ хочешь?! Почему ты ставишь себя выше коллектива? Ты обязан соразмерять свои хотелки с потребностями общества!"
Блять... До меня ведь только сейчас, под старость, дошло: в вопросе "общее-личное" мне был жестко навязан контекст противостояния.
Андестенд?
Вопрос "общее-личное" всегда обсуждался ТОЛЬКО в контексте противостояния! Никогда он не рассматривался в контексте "органичного соединения". Не помню такого, по крайней мере.
То есть, над любым обсуждением как бы довлеет непроизнесенная аксиома: "Интересы личности ВСЕГДА противоречат интересам общества!"
Больше всего нам портят жизнь аксиомы, которые не произносятся вслух, а "подразумеваются" ...
Но ведь это же чушь ... Какой идиот это придумал ?
Попробую пофилософствовать :)
Личность - первична. Общество вторично уже просто потому, что состоит из личностей.
Я состою в обществе потому что мне "выгодно" в нем состоять. Если б это было не так - я бы жил в тайге один.
ЦЕЛЬ и СМЫСЛ существования общества - наилучшим образом СОГЛАСОВАТЬ мои интересы, интересы Васи, интересы Коли и далее по списку - так чтоб ВСЕМ вышеперечисленным было ВЫГОДНО состоять в обществе, а не селиться в тайге поодиночке.
Если общество не выполняет это свое назначение - нахер оно нужно?
Таким образом, тезис "Личность должна подчинять свои интересы интересам общества" - ЛЖИВ и ВРАЖДЕБЕН.
Полагаю, что следует назвать это "вульгарным коллективизмом". Или "стайным".
Лжив он потому, что на самом деле - этот тезис служит образованию иерархически организованной стаи.
То есть, он защищает интересы "альфа-самца" - вожака этой стаи.
"В идеале" - это не я "должен подчинять свои интересы", а общество должно быть устроено так, чтобы между моими интересами и "общественными" противоречий не было в принципе.
Совсем их устранить - наверное, нереально. Но, значит - должна существовать возможность "торговаться". Или покинуть это общество и примкнуть к другому.
Но это уже "технический" вопрос. Главное - рулить должен "механизм согласования", а не "принцип подчинения".
* * *
Отвлекаясь от абстрактного философствования: как происходил "захват власти" сомнительными личностями в СССР?
Вот этот "принцип" - "Ты должен подчинить свои интересы интересам общества", отразившийся в "принципе демократического централизма" - следует прочитывать как "Ты должен подчиняться вожаку"
Откуда и произрастает вышеупомянутая "выученная беспомощность".
|
</> |