Облачно, возможны косатки
mashutka_alfi — 28.03.2023Косатка — не касатка! Это очень большой черно-белый дельфин. А касатка — ласточка береговая)
С таким удовольствием начала читать эту книгу. Написана очень хорошим языком, автор Ольга Филатова, эксперт по китообразным.
Например, очень интересно, я не знала, что косатки делятся на два разных экотипа. Есть рыбоядные и плотоядные косатки — они по-разному питаются, ведут себя. К тому же они не скрещиваются между собой и даже избегают друг друга! Плотоядные молчаливы и ходят маленькими группами, потому что их пропитание — дельфины, тюлени и киты — обладают развитым интеллектом и хорошим слухом. Добыча рыбоядных наоборот туповата и плохо слышит, поэтому они могут общаться в свое удовольствие и создавать большие семьи со сложной социальной структурой.
У рыбоядных косаток матриархат. Типичная семья - это старшая самка-бабушка, несколько ее сыновей и дочерей и дети дочерей. Срок жизни косаток сопоставим с человеческим; самки рожают первенца в 10-15 лет, потом рожают примерно раз в пять лет, в 40 лет перестают приносить потомство и помогают дочкам и внучкам воспитывать малышей. Самцы — настоящие маменькины сынки — они тесно связаны с матерью и зависят от нее. Когда матриарх умирает, ее дочери продолжают жить, становясь во главе собственных матрилиний, а вот сыновья нередко погибают либо, если повезет, присоединяются к семье одной из своих сестер.
У каждой семьи есть диалект – определенный набор типов криков, причем набор этот не врожденный, а выученный – детеныш усваивает его от матери и других членов своей семьи подобно тому, как человеческие дети учат язык. Но вряд ли косаточий язык похож на человеческий (хотя его до сих пор и не разгадали). Чаще всего косатки перекликаются, когда расходятся на большие расстояния и перемешиваются с членами других семей — это помогает им не потерять своих и похоже на перекличку грибников в лесу. Кроме того, их система коммуникации позволяет им координировать действия, выполняя довольно сложные маневры во время охоты.
Автор пишет, как ее поразило. когда она начала заниматься наукой, насколько научные открытия зависят от отдельных людей. Это только со стороны кажется, что наука упорядоченная система, на самом деле в ней царит хаос, ибо она движима одиночками, которые ведут свои группы туда, где им кажется интереснее и перспективнее в плане грантов. И к сожалению, это не касается исследований коммуникации дельфинов и косаток (( Я уже писала про американского нейрофизиолога Лилли, который в 60-е изучал дельфина, давая ему ЛСД и запирая в доме с девушкой. Естественно, они не имели значительных научных результатов. Потом проводили различные исследования в дельфинариях — но там животные издают другие сигналы, чем на воле. Самая большая проблема в изучении их переговоров в дикой природе — что ученые видят и слышат только малую часть происходящего. И как определить точную принадлежность криков, когда вопят все в общей куче? И похоже на то, что у стереотипных криков, составляющих диалект, нет какого-то фиксированного семантического значения, как у слов в человеческой речи. Они призваны обозначать принадлежность косатки к семье.
Большинство контактов косаток с человеком связано с добычей пищи (например, многие косатки воруют рыбу, добываемую ярусным способом с больших глубин, за что их, естественно, очень не любят рыбаки). Вне пищевого контекста люди ни дельфинам, ни косаткам не интересны)) Бывают исключения, но чаще всего взрослые косатки осторожны и нелюбопытны.
Позже еще напишу про эту книгу