Обезьяна и бог

Индус: – Одно другому не мешает. Славься, Господь Хануман!
Нет, на картинке, приложенной к посту – не индийский бог Хануман. Того изображают иначе. Это моя личная вариация на тему, сгенерированная по моей просьбе роботом Ideogram. Мне этот образ кажется намного более божественным.
А поговорить я хотел вот о чём.
Обезьяна – олицетворение дикой, природной силы, не ведающей никаких моральных ограничений, а признающей в лучшем случае только понятия стаи и авторитет вожака. Шимпанзе меньше человека, но намного сильнее и опаснее в драке, а про гориллу с её запредельной мускульной мощью я вообще молчу.
И вдруг обезьяна стала богом – или, если хотите, бог принял её облик.
Всё, что бог видит – он видит глазами обезьяны. Всё, что он делает – он делает её лапами. Всё, о чём бог думает – он думает обезьяньими мозгами, которые эволюция вообще-то затачивала под совершенно другие надобности.
Весь этот инструментарий ещё и не слушается своего обладателя. У него есть свои привычки, ожидания, рефлексы, наконец. Он хочет быть обезьяной и заниматься привычными обезьяньими делами – жрать, спать, драться и совокупляться. И ему это реально нужно – не оставить ему такой возможности, и он просто умрёт.
Иногда говорят, что лучший символ любой вещи – сама эта вещь. Но если подумать, это не так. Символы, модели, метафоры на то и нужны, чтобы продемонстрировать основные качества вещи намного явственнее, чем они видны в самой вещи.
Так вот, бог-обезьяна, на мой взгляд – намного лучшее представление, что значит быть человеком, чем собственно человек.
|
</> |