Об Поппера, или Основной вопрос философии науки
schegloff — 11.09.2012 Несколько цитат и вопрос.1) Летом 1919 года я начал испытывать все большее разочарование в этих трех теориях — в марксистской теории истории, психоанализе и индивидуальной психологии, и у меня стали возникать сомнения в их научном статусе. Вначале моя проблема вылилась в форму простых вопросов: «Что ошибочного в марксизме, психоанализе и индивидуальной психологии?» - Поппер, "Предположения и опровержения", Глава 1.
2) Пожалуй, я не находил у него ничего интересного даже по философии науки. Не знать принципа фальсификации не представляется возможным, это да. Уж больно много говорят, хотя всерьез этот аргумент не работает. Это некоторая схоластика (в плохом смысле), и ее опровергают такой же... игрой.
... принцип этот провоцирует весьма схоластические дискуссии и, пожалуй, всерьез использован быть не может. Его берут в руки тогда, когда уже на 100% уверены в ненужности некоого направления (скажем, принципиальные противники креаионизма), чтобы формальным образом подтвердить свои интуиции. а в реальных проблемах он разбираться не помогает. прочий продукт - три мира и историцистские заморочки - вообще не стоят бумаги, на которой.
3) Когда заходит речь о методологиях, принимаемых наукой, иногда всплывает вопрос – а почему столько внимания уделяется Попперу? И совсем не последнее слово, и многое изменено и опровергнуто, и сам он за долгую жизнь подправил многие из столь популярных сейчас положений, и другие люди, поприличнее вроде, тоже на эти темы высказывались… Отчего все время Поппер? Почему ученые его так любят?
Последняя цитата, собственно, и представляет собой вопрос. Почему именно Поппер в последние 50 лет наше фсё? Причем не только в русскоязычной околонаучной разговорной практике, а и в англоязычной тоже, сравните число ссылок в вики-статьях о Поппере и о философии науки в целом.
Не разобравшись с этим основным вопросом философии науки, нечего и пытаться решать другие, более сложные и содержательные проблемы.