
Об остроумии добром и злом


Конечно «свалкой» «сорную корзину» мог заменить кто-то, цитировавший Троцкого по памяти. Да и сам Троцкий мог сказать тогда именно «свалка», а после запамятовать. Да и разница в словах невелика, а суть та же. Но в таком случае Троцкий был не первым, употребившим это выражение.
В стихотворной строке Виктора Гюго (в переводе Г. Шенгели) это выражение звучало так: «Дни, вроде наших, - сток истории, клоака» (1853 г., из книги стихов «Возмездие»). Если Троцкий читал не только Маркса и Энгельса, но и Гюго - то честь ему и хвала. Но великие люди часто мыслят одинаково независимо друг от друга, а Троцкий был велик.
А вот автор другого широко известного примера употребления этой фигуры речи сроду никаких книг не читал, кроме «Библии». 8 июня 1982 года в британской Палате Общин Рональд Рейган заявил что «место марксизма-ленинизма - на свалке истории». Рейган, вообще, был не только самым старым, необразованым, и, по мнению многих американцев, выдающимся президентом США, но и самым остроумным из них.

Причем, если остроумие Троцкого было злым, направленным исключительно на врагов, то остроумие Рейгана - добрым, часто направленным только на себя (если речь, конечно, не шла о Советском Союзе, который Рейган ненавидел всеми фибрами своей протестанской души). Вот, например, некоторые из его афоризмов:
«Я заметил, что все сторонники абортов - это люди, которые уже успели родиться».
«Правительство - как грудной младенец: чудовищный аппетит на одном конце и полная безответственность - на другом».
«Я люблю фотографов - они не задают вопросов!»
«Если возникает критическая ситуация, будите меня в любое время дня и ночи - даже если я на заседании кабинета министров».
И напоследок: в 1988 году, когда Рейган готовился покинуть пост, он выступал на съезде Республиканцев. Во время президентского выступления в зале лопнул воздушный шарик. Всем присутствующим показалось, что прозвучал выстрел. Рейган повернулся в сторону выстрела, сказал: «А вот и не попал!», и продолжил свою речь.
На свалке истории есть место, наверное, всем и всему, кроме остроумия. А вот вам какая его разновидность больше нравится: остроумие злое, как у Троцкого или остроумие доброе, как у Рейгана?


|
</> |