Об основах экономики
artyom_ferrier — 03.01.2018В последнее время в связи с этой биткойновой лихорадкой доводится порой почитывать в Сети посты и комментсы на финансовые темы. И это, конечно умиляет. Каждый второй — Рикардо, каждый третий — Вандербильт. Прямо даже неловкость испытываешь от собственной дремучести в воззрения на то, какие нынче самые перспективные финансовые инструменты и куда уходить нужно, чтобы разбогатеть.
Ведь мои собственные воззрения на экономику — они действительно очень примитивны. Можно даже сказать - «пасторальны».
Вот есть, скажем, некий человек по имени Фидий. Он пастух. Разводит коз, овец, продаёт молоко, сыр, руно и кожи. Последнее — он продаёт своему приятелю в городе по имени Клеон. Вот только, жалуется мне Фидий в соседском нашем разговоре, что-то последний раз Клеон забрал десять кож по драхме за каждую, а деньги платить не спешит. Уже месяц как волынит.
«Что ж, - говорю я, - давай сходим в город, побеседуем с твоим Клеоном».
И мы приходим к нему в дом, а он отвечает: «Извините, ребята, но денег я вам не дам».
Я говорю: «Как же это так? Кожи ты взял — а платить не хочешь? Вот если б я, к примеру, с тебя кожу снял, а заплатить не смог — я бы точно её тебе оставил: «Носи на здоровье». Такой уж я человек. А ты, Клеон?»
Вздыхает: «Ситуация у меня. Обычно-то я из кож тех всякие модные шмотки шью да толкаю лувийским купцам. У меня с ними крупный опт. Вот только нынче они что-то запаздывают, всё никак не приплывут, и у меня теми косухами да дублёнками все склады затоварены, а денег нет — даже чтоб своим работягам платить».
«Понимаю тебя, - говорю. - Но и ты нас пойми. Твой бизнес — твои проблемы. И мог бы, вообще-то, резервный какой-то фонд сколотить для таких случаев. А то ж нехорошо это, поставщиков своих кидать. Ну да ладно. Есть у меня предложение. Сейчас — ничего не плати. Но через месяц ты заплатишь за те десять кож не десять драхм, а пятнадцать. Так будет справедливо: мы ж тоже из-за тебя без денег сидим, неудобства терпим».
Тут в дом Клеона заходит осанистый мужчина в красивом бронзовом шлеме, говорит: «Вечер в хату. Кстати, я здешний царь, Солон Периклыч меня зовут. А вы тут, позвольте спросить, не притесняете ли как-либо кожевенника Клеона, нашего подданного?»
Отвечаю: «Вовсе и нет. Я вообще не из этих, не из притеснителей. Я наоборот даже правозащитник Артемий, пастухов в горах пасу. И проблемку эту мы уже уладили».
Солон Периклыч выслушивает условия, на которых мы сошлись, и говорит: «Но может ведь и так статься, что и через месяц лувийцы не объявятся? Как же тогда Клеон расплатится? Предлагаю такой вариант. Я вам сейчас даю пятнадцать драхм, а когда всё же приплывут лувийцы или ещё какие купцы по дублёнкам — мы с них своё возьмём».
«Очень даже приятно, - говорю, - иметь с вами дело, Солон Периклыч. Надеюсь, увидимся ещё».
На обратной дороге говорю Фидию: «Десять драхм — тебе за кожи. Одна — за просрочку. А четыре — мне за хлопоты. Согласен?»
«А то! Я уж и не чаял свою плату с Клеона взыскать, хоть бы половину — и то хорошо думалось».
«Ну ты обращайся, если что. А вообще, можно и так устроить. Ты мне с каждых десяти вырученных драхм одну отдаёшь — а я за это решаю твои проблемы в рабочем, так сказать, порядке».
Примерно так оно было в Элладе две с половиной тысячи лет назад. С тех пор, конечно, кое-что изменилось, кое-что добавилось в мире экономики. Векселя, банки, фьючерсы, опционы, хедж-фонды — прочие всякие броские словечки. Но это примерно как эволюция футбола. Вплоть до американской разновидности, где играют руками и без ворот. А суть-то одна: своей командой одолеть команду соперника (но при этом желательно без мочилова).
Вот и в экономике появляются новые концепции, новые инструменты, новые термины, а коренная суть остаётся всё та же. Экономика — это взаимоотношения людей, стремящихся ко взаимной эксплуатации ради того, чтобы каждый получил то, чего хочет.
Причём, это не значит, что все хотят именно разбогатеть. То есть, обрести материальный статус существенно выше среднего в популяции. Вовсе нет. Просто — не все умеют вовремя осознать, что хотят от экономики не богатства, а чего-то иного. Например — подчинённости чужому лидерству. Да, это мало людей готовы признать, но большинство — хотят именно этого. Ведь мы стадный вид.
Но и что до богатства, то экономика, бизнес — это примерно как игра в покер. Где десять процентов решает математика (в том смысле, что нельзя совсем уж с нею не считаться), а всё остальное — психология. Умение «читать» людей, умение ладить с ними. Умение провоцировать их на нужные действия и манипулировать ими, если угодно. Неколебимое самообладание — и отвязное актёрство.
И в любом случае «апексным хищником» мира экономики — будет то, что называют «крышей». То есть, специализированные субъекты, заточенные под принуждение участников рынка к соблюдению правил игры и исполнению взятых на себя обязательств.
Это может быть государство (но оно всё же малоэффективно как регулятор экономической деятельности). Это может быть частная компания. Скажем, голландская Ост-Индская компания была частной, но при этом имела флот покруче, нежели у многих морских держав, и всегда могла объяснить каким-нибудь папуасам, как неразумно кидать голландских купцов. Это может быть и симбиоз частных и государственных структур, примерно как в современных США, где бизнесмен в любом случае вынужден платить кругленькие суммы своего лойеру, а он уже, если понадобится, натравит «всю королевскую рать» на обидчика.
Но платить крыше — придётся в любом случае. И если не считать это какой-то унизительной данью, а считать платой за полезные и даже необходимые услуги — то оно вовсе не так обидно. Скажем, вот я, имея свой агрохолдинг в Калужской области, мог бы в упор не видеть ни местных ментов, ни бандосиков. Ибо кто они — и кто я, старший офицер Центрального Аппарата ФСБ (ну, документ прикрытия такой — так-то всё ещё гораздо круче).
Но они — полезны на своей земле. Они многое там знают, многое могут. Поэтому мне выгодно с ними сотрудничать. Разумеется, с вменяемыми персонажами, ибо вязаться с невменяемыми — всяко себе дороже. Но они там все очаровашки. И ты же платишь егерю, который ведёт тебя на охоту, заведомо лучше зная местность, не так ли?
И вообще любой бизнес — это прежде всего умение выстраивать отношения с людьми. А вовсе не какая-то сверхъестественная прозорливость аутиста, который глянул в табличку котировок — да и предсказал курсы, и поставил на нужное, и срубил бабла. Такие сюжеты — лучше приберечь для рекламы сетевых казино, куда тоже заруливает этакий простой пацанчик — да пруха и понеслась.
Для настоящего бизнесмена, в принципе, не имеют важности не то что отдельно взятые инструменты фондового рынка, но даже и тренды национальных экономик. Он, имея истинно оптимистический взгляд на вещи, всё обратит себе на пользу.
Экономика страны падает, ВВП сжимается? В принципе, это условности, когда реально не происходит каких-то катастрофических событий вроде войн или серьёзных стихийных бедствий. Благосостояние людей в мало-мальски развитых странах в любом случае за последние двести лет выросло больше, чем за все предшествующие тысячелетия, и сейчас распоследние бедняки живут богаче королей древности. Но если формально ВВП сжимается, значит, у бюджета меньше возможностей для растления народа социалкой, значит, здесь можно задёшево купить хороших работников — и они ещё будут рады, что их взяли.
Экономика страны растёт, ВВП набухает? Что ж, это значит, что здесь можно открыть торговлю всякими «статусными» цацками и стрясти с лохов бабло, свалившееся им на шару.
Что же до конкретных финансовых инструментов — это смешно просто слышать: надо вкладываться в то-то, надо вкладываться в сё-то. Кто реально готов отвечать за свои инвестиционные советы — не раздаёт их на халяву. Он просто учреждает траст (тот же хедж-фонд), куда принимает инвестиции с теми или иными гарантиями доходности (которая, разумеется, бывает лишь чуть-чуть повыше хорошего процента по банковским вкладам, не более того... либо же такой траст изначально затевается как весьма возможная авантюра, на чей крах не обижаются).
Хранить ли деньги в золоте? Ну, закопайте в надёжном месте пудика два, на чёрный день. Нет, речь не о пудиках? Тогда чего спрашивать?
Но я бы так сказал. Золото сохраняет хоть сколько-то значительную ценность (но в действительности сильно меньшую, чем полтораста лет назад) — покуда служит «сберегательным» активом, а служит оно им в отсутствие серьёзных инвестиционных проектов, сулящих большую прибыль.
Однако представьте, что вот происходит долгожданный прорыв в термояде и токомаки дают положительный выход энергии. То есть, вырабатывают больше, чем потребляют. Из любого, практически, топлива.
Начинается термоядерный бум, повсюду строят эти электростанции, всё более дешёвые, попутно — радикально меняются представления о ценности земли. Вот в иных засушливых приморских местах, где земля даром никому не нужна была — она начинает очень даже неплохо стоить, по мере развития опреснительных установок.
Где окажется золото, не говоря уж про всякие биткойны как тоже «сберегательные» активы? Да раза в четыре просядет (это золото, а биток — просто аннигилируется и, думаю, в любом случае). Потому что все бросятся вытаскивать бабло из золота и вкладываться в акции токомаков, а также таких «новых райских местечек».
Но кто точно не останется в накладе ни при каких обстоятельствах, ни при каких сменах трендов, мод и финансовых инструментов — так это те, кто специализируется на разрешении конфликтных ситуаций в бизнесе, скажем так. Ведь насколько бы ни была безопасна конструкция этого нового токомака, а никто не захочет, чтобы какие-то бородатые дядьки прыгали на них, перетянувшись лифчиком с динамитом.
|
</> |