Об эмигрантской печати

топ 100 блогов d_v_sokolov29.08.2025

Встречал упреки — мол, транслирую эмигрантский взгляд на красный террор в Крыму в начале 1920-х гг.

Это вызвает полное недоумение. Ибо когда были написаны ранние вышедшие книги, я не был знаком с массивом эмигрантской прессы. И вообще его не использовал. Да, к работе привлекались издания серии «Белая Россия», выпущенные в конце 2000-начале 2010-х гг. издательством «Айрис-пресс»: «Красный террор глазами очевидцев», «Красный террор в Москве», «Красный террор в Петрограде», «Красный террор на юге России». Привлекались и некоторые другие воспоминания. Да, много свидетельств о красном терроре в Крыму после Врангеля (и до него) — впервые опубликованы за рубежом. Но опять-таки, все это сопоставлялось с другими источниками. И именно в сопоставлении видно, что несмотря на частные расхождения, источники не-эмигрантов — и эмигрантские мемуары и публикации — взаимно дополняют друг друга. Можно говорить о завышенных цифрах казненных. Можно дискутировать насчет персональной роли в терроре тех или иных советских функционеров. Например, упрощением является сведение всей истории к Бела Куну и Розе Землячке. И тем более некорректно говорить, что они были некими единоличными диктаторами, которые отдавали приказы чекистам. Их роль — идеологическая, административная (издать приказы о регистрации, выступить с речью в поддержку террора, устроить внутрипартийные чистки). И наоборот, в «Железной метле...», а также в «Запретных страницах...» наглядно показано, что столь упрощенный взгляд — неприемлем. Что уже бьется с эмигрантской версией. Где имена Бела Куна и Землячки — однозначно символы крымской трагедии.

Возвращаясь к эмигрантской печати. Только за 1921 г. в газетах Русского Зарубежья - масса информации о жизни Крыма при большевиках после Врангеля. 

Отмечу общие моменты (для себя, дабы потом более научно это изложить уже в рамках исследований):
- более 90% публикаций опираются на устные свидетельства. Судя по газетным материалам, из Крыма стремились удрать в 1920-1921 гг. МНОГИЕ. Банально сев на обычную лодку и гребя куда глаза глядят. Некоторые из этих людей, кстати, умудрялись так доплыть до чужих берегов самостоятельно. А некоторых подбирали иностранные суда. В итоге люди оказывались в безопасности и начинали рассказывать то, что пережили и что видели или слышали. Эти свидетельства потом разносились по всему миру. Так что часть материалов о ситуации в Крыму в 1920-1921 гг. можно увидеть, например, в харбинских газетах;
- в этих публикациях есть много субъективизма: искажений, экстраполяций ранних событий, некритичного восприятия сообщений из конкурирующих СМИ. Например, известный эпизод с развешиванием офицеров в погонах и в форме по всему центру Севастополя. Который приведен в знаменитой книге С.П. Мельгунова о красном терроре.

Оказывается, он восходит к свидетельству со ссылкой на итальянских моряков, кои зашли в начале 1921 г. в Севастополь и якобы увидели повешенных. И это их шокировало. 

Но эта практика бьется с тем, что известно по воспоминаниям старожилов: нет публичности казней, есть уничтожение людей группами на окраинах города. Что также отражено в «Железной метле...» (там, в частности, сделано предположение, что эпизод с повешениями может восходить к расправам махновцев — т.к. один из старожилов, чьи мемуары цитируются, А.Л.Сапожников — упоминает повешенного махновцами офицера).

Столь же укоренившимся мифом является история о массовых утоплениях. Это - экстраполяция на рассматриваемый период событий более ранних - конец 1917-начало 1918-го. Хотя отдельных эпизодов утопления, безусловно, нельзя отрицать. Практика утоплений в целом показала свою ненадежность. После террора 1918 г. тела убитых выбрасывало море после каждого шторма. Которых в Черном море зимой — немало. И это не были единичные случаи.

То есть вот еще один момент, где никакого эмигрантского взгляда нет, а как раз есть сомнения.

Тем не менее, повторимся, многое подтверждается. Например, пишут о репрессиях в отношении рабочих в Севастополе. Этот факт потом и советская сторона признала. Весьма информативна на этот счет книжка председателя севастопольского ревкома С.Крылова «Красный Севастополь». Выпущена в 1921 г. (!). Приводил выдержку из нее:

Так что  при массе неточностей в публикациях эмигрантской печати фигурирует масса деталей, которые подтверждаются, и они достоверны. Включая имена чекистов, которые потом оказались не на слуху. Бежавшие из Крыма люди в целом транслировали свое восприятие происходивших событий. В этой связи неточности были неизбежны. Но они - частны. Именно в плане изложения событий (где происходили казни, что им предшествовало) — свидетельства беглецов вполне точны, и сопоставимы с дневниками и воспоминаниями тех, кто остался.

Вовсе не «эмигрантский взгляд» — и тема о высоком уровне криминала и произвола среди местных чекистов и работников особых отделов. Это также подтверждено в т.ч. и советскими источниками (вышеупомянутой книгой С.Крылова, публикациями в «Красном Крыму» — начиная с весны 1921 г., результатами работы полномочной комиссии ВЦИК, самой чекистской документацией — признававшей, что вот тот или тот сотрудник — ай-яй-яй, но мы его расстреляли).

В целом - эмигрантские издания скорее удивляют точностью, чем разочаровывают. Целый ряд моментов подтверждается иными источниками. Особо объективно в русскоязычной прессе за рубежом раскрыто повстанческое движение против Советов. В ряде случаев эпизоды борьбы стали известны на весь мир спустя ничтожно малый срок. 

Пример: активность "бело-зеленых" в Ялте и окрестностях в начале 1921 г. Повстанцы несколько раз делали шурум-бурум в городе, и даже освободили заключенных местной тюрьмы. Этот эпизод подтвержден советскими источниками. Например, годовым отчетом Крымской ЧК за 1921 г. Событие имело место в конце весны. Но уже в начале июня 1921 г. (!) в эмигрантских газетах (Прибалтика, Франция, Германия, Сербия) выходят довольно объемные и изобилующие местными деталями репортажи о ситуации в Красном Крыму, в которых воспроизводятся в т.ч. и эти моменты.

Довольно точно определены наиболее проблемные для советской власти районы. Один из них — Южный берег Крыма, где «зеленые» были особенно активны. Названа предельно точно периодизация их активности (май-июнь 1921 г. — когда на некоторое время даже сообщение между уездами прекратилось). Упомянуты нападения «зеленых» на Бешуйские копи и операции близ Севастополя (подтверждено массивом документов севастопольского архива — смотрел фонды местной милиции. Причем, милицейские документы рисуют еще более выпуклую картину: наряду с эпизодами, где действовали явные уголовники — есть упоминания о вооруженных группах, которые вели себя как дисциплинированные военные: даже имели соответствующий и опрятный внешний вид, были экипированы, вели себя ВЕЖЛИВО хехе, т.к. остановленные ими люди к числу коммунистов не относились).

Собственно, если описания террора являются дискуссионными, требуют сопоставления (а никто и не просит принимать опубликованное за рубежом на веру!), то вот крымское антибольшевистское повстанчество в эмигрантских изданиях описано весьма точно. В том числе и в части жестокости по отношению к агентам советской власти, которых «зеленым» удавалось изловить. 

В этом отношении эмигрантская пресса скорее удивляет тем, сколь оперативно и в целом точно поступали и публиковались сведения о повстанцах и их действиях. А также иные моменты о ситуации в регионе. Преувеличения, слухи и неточности — есть и здесь. Но меньше.

И это в отсутствие Интернета, и в условиях явного противодействия советских властей распространению информации. Поэтому можно предположить, что у эмигрантов были более надежные каналы получения информации, чем свидетельства беглецов. Возможно, с «зелеными» сохранялась более устойчивая связь, чем может показаться на первый взгляд...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут вероломный кесарь, и князей Имперских и духовных сонм верховный, И сам он, римский иерарх, в своей Непогрешимости греховной. Тут и она - та старица простая, Не позабытая с тех пор, Что принесла, крестясь и воздыхая, Вязанку дров, как лепту, на костер. И на костре, как жертва ...
Кстати, у Галковского есть на эту тему в "Бесконечном тупике". Чехов великий русский писатель, а ведь не докрутил мысль, остановился на полпути, не закончил, ошибся. "Человек в футляре" всё переживал "как бы чего не вышло". И Антон Павлович над ним потешался мрачно. Мол, от этого и ...
Всякие идиоты и просто сумасшедшие начали распространять байку, что у Путина на Трампа имеется компромат. 1. Реальных уступок от США не было. Всё это пока красивые разговоры. 2. Термины "свобода", "демократия", "ценности", и прочие - это всё демагогия, в реальности везде находится ...
При стечении многотысячной толпы и валенсианского правительства. На снимке - официальная композиция «Легенды Аликанте», высотой двадцать метров, и такой же высоты будут языки пламени в ночь с 24 на 25 июня. На снимок не поместились нижние метра три. Вид сзади, потому что хотелось ...
— Где стали денег доплачивать и прижучили всякие фемдвижения и прочее подобное, всё ползёт вверх лучше, чем в среднем. — Из глубинки рядом с побережьем переезжают на побережье, с этим пока ничего сделать не удалось - разрыв по доходам слишком сильный. И ехать недалеко, не на другой ...