Об актуальности древнерусской истории

топ 100 блогов sergeytsvetkov21.07.2020

Вопросы древней русской истории приобрели в настоящее время особую актуальность, поскольку напрямую касаются многих «болевых» точек современного общества, межнациональных и даже международных отношений. Россия, подобно другим странам бывшего советского блока, все еще находится в поиске национально-государственной и духовно-культурной идентичности. Поэтому не случайно, все больше наших соотечественников, в том числе молодежь, обращает свое внимание на истоки российской государственности, культуры, этногенеза русского и других народов Российской Федерации. И этот интерес можно только приветствовать, т.к. знания о родной истории, хотя бы на уровне элементарного комплекса сведений, являются неотъемлемой частью образовательного стандарта любого современного специалиста и необходимым условием воспитания полноценного гражданина страны. Бережное отношение к прошлому является залогом успешного развития страны в будущем.

Об актуальности древнерусской истории

Однако в ситуации, когда больше не существует единого концептуального взгляда на прошлое России, российским историкам (как и просто любителям родной истории) приходится действовать в условиях острой конкуренции. Это настоящая «война за прошлое». «Линии фронта» в этой войне обозначились уже давно, и сдача хотя бы одной из них может обернуться серьезным дестабилизирующим воздействием на общество.

Остановимся для примера на трех моментах.

1. Россия — многонациональное государство с федеративным устройством. Каждый входящий в нее народ имеет конституционное право на развитие своей культуры, в том числе и на углубленное изучение собственной истории. Однако совершенно недопустимо, чтобы эта частная национальная история рассматривалась в отрыве или даже в конфликте с общероссийской историей. А такие примеры, увы, есть, особенно в автономных республиках. Чем может обернуться подобный методологический подход к проблемам прошлого, легко представить — обострением межнациональных конфликтов. В этом смысле те исторические исследования (равно как фильмы, книги и др. исторические проекты), которые затрагивают данную тематику, должны строиться на четком, если угодно «идеологическом», основании: они должны показывать плодотворное слияние русской и других национальных культур, их взаимообогащение, говорить о вкладе каждого народа России в становление и укрепление российской государственности (но не за счет умаления заслуг русского народа, который был и остается «государственно образующей» нацией, обеспечивающей политическое единство страны). Это тем легче, что контакты русского народа с большинством народов, населяющую европейскую часть нашей страны, прослеживаются с древнейших времен. Каждый народ нашей страны должен гордиться своим посильным вкладом в самый успешный в истории человечества государственный проект сосуществования наций и народов под названием Россия — проект, у которого за спиной более чем тысячелетняя история и который имеет многообещающие исторические перспективы в будущем.

2. Не для кого не секрет, что геополитическая безопасность России может быть обеспечена только в условиях дружеских, добрососедских отношений с двумя братскими славянскими народами — украинцами и белорусами. И конечно, немалые усилия недоброжелателей России направлены на то, чтобы углубить искусственный разрыв между этими народами, возникший после 1991 г., — углубить в том числе и при помощи концептуальных исторических схем, призванных доказать, что «Украина — не Россия» (а украинцы — особый древний этнос, не имеющий ничего общего с «москалями»), или что у Белоруссии гораздо больше общего с Литвой, чем с Россией (именно этому, увы, посвящены многие конференции белорусско-литовских историков). Другими словами, налицо попытка разбить (или присвоить) общую историческую колыбель русского, украинского и белорусского народов — Киевскую Русь. В связи с этим вопросы древней русской истории теряют отвлеченный «академический» характер и становятся актуальной частью современного межнационального общения на культурном и политическом уровне. Отстоять историческую роль Киевской Руси в формировании великорусского, малорусского и белорусского этносов — это значит остаться родственными народами, сохранить общий цивилизационный и духовный код.

3. Наконец, мы видим, что в течение последних двух столетий все крупномасштабные агрессии против России имели историко-идеологическую основу, включающую два основных тезиса: 1) русские — «дикари», не имеющие отношения к «цивилизованному миру» и 2) русские не умеют сами управлять своей страной и постоянно нуждаются в той или иной иноземной «династии», имеющей государственный опыт.
И эти посягательства на самобытные корни русской государственности не прекращаются по сей день. Характерный пример: С.Франклин и Д.Шепард, авторы одного из последних крупных трудов по истории Древней Руси («Начало Руси»: 750-1200 гг.». Спб., 2000), на протяжении 170 (!) страниц вообще не упоминают в связи с Русью славян (а русы у них — это, естественно, скандинавы).

Притчей во языцех давно стала и поразительная неосведомленность западного человека о тысячелетней истории России. Петр Великий, в лучшем случае — Иван Грозный, глубже этого знания европейца о нашей стране не простираются. «Имя России» — Александр Невский — иностранцам вообще ни о чем не говорит.

А между тем более широкое и детальное знакомство европейцев именно с древнерусской историей помогло бы им понять, что Россия внесла неоценимый вклад в формирование «единой» Европы как исторического понятия. Древняя Русь с самого момента своего возникновения была составной частью политического, экономического и духовно-культурного пространства той «большой» Европы, которая еще не прочертила внутри себя гибельных цивилизационных границ.

Об актуальности древнерусской истории

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Что-то задумалась я намедни о том, как люди дарят подарки. Ведь очень часто одариваемый уже ждет подарок, потому что это его личный праздник. И многие стараются извернуться и приподнести презент лучше других. Но очень многие забывают о том, что до сих пор ценятся подарки без повода. ...
После открытия метро "Яхромская", ввиду шаговой доступности, некоторые маршруты электробусов отменили, а те кто остались, ходят редко, но когда всё таки доезжают до пассажиров, то часто пребывают на остановку вдвоем. Особенно это странно, когда приходят два электробуса, но одного ...
Борис Ельцин выбирает книгу в книжном магазине, 1994 год ...
Вот это любовь!))) ...
Венец, всему делу конец. Венцом первого года Альма- матеры была практика. Производственная. С непосредственным выходом на места трудовой славы ленинградского пролетариата. Токарная и сварочная. С получением навыков и оттачиванием. Чтобы знали и любили ,как впрочем и не забывали. Токарная ...