О, защитничек Пушкина нашелся!

И решил таки показать, в чем его гений - тремя пунктами.
Правда, только первый пункт имеет отношение собственно к качеству языка (остальные два: что Пушкин успешно монетизировал поэзию и круто пиарился).
И гениальность языка вот в чем:
Не стану спорить с критиками «Анчара» или даже «Евгения Онегина». Вкус к поэзии — он либо есть, либо его нет, и тогда «куплеты Велюрова» тоже шедевром покажутся. Но вот в чём Пушкин действительно гений:
1. Он, по сути, первым показал, что
хорошие стихи всех форм и форматов, от эпиграммы до романа, можно
писать не «пиитическим слогом», а добротным, повседневным русским
языком. Не прибегать ни к переносам ударений, ни к сокращениям
прилагательных, ни к добавлениям «охов» и «ахов». При этом
сохранять смысл и выдерживать размер.
Понятно что спорить с моей критикой сложно, ведь для этого придется внимательно и критически прочитать Пушкина, а обычный почитатель его гения обычно не состоянии осилить даже такой короткий стих. Не говоря уж о том, чтоб прочитать целую поэму или критический пост.
Гораздо проще тупо нагуглить какую-нить апологетическую чушь и дело в шляпе!
"Добротным повседневным" языком, говорите, Пушкин писал? Чтоб далеко не ходить - тот же Анчар:
- на почве зноем расскалЕнной, (вместо
раскалЁнной мы получили почву, у которой беда с коленями)
- послушливые стрелы
- человек потек (вместо побежал: из
архаично-церковного "потекл" мы еще и выкинули "лишнюю" букву)
- лист дремучий (вместо дремлющий, какая разница,
правда?)
- песок горючий (вместо горячий)
Это что, "добротный повседневный язык"?! Нет дружок - это вот именно он, "пиитический слог". В чистом виде! Который вроде как давно моветон.
Факт в том, что ради рифмы Пушкин коверкал язык и смысл как угодно. И ударения переставлял, и слова сокращал и выдумывал свои.
Вот перенос ударения у Пушкина:
«Дробясь
о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы,
А вот сокращение прилагательного:
В "Онегине" : «Он
пел... и нечто, и туманну даль».
У Катенина читаем "страшну повесть" - это моветон, а у
Пушкина "туманну даль" - гениально!
Прямо как я писал в посте - там читаем, там не читаем, а там мы
рыбу заворчивали.
Или вот еще гениальные образцы добротного языка Пушкина:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво
Блат вместо болот это даже как-то неприлично звучит, не то
что повседневно. На самом деле всей этой пиитической
церковно-славянщины у Пушкина как говна за баней, почти в каждом
стихе. Но почитатели поумнее объявляют это тоже признаком
гениальности. Типа это не баг, а фича!
Как удобно! - одни берут кусок попроще и рассказывают какой простой и понятный язык у Пушкина, а другие расхваливают все эти блаты и перси как пример невероятной гениальной выразительности.
Но самое смешное что в ЖЖ есть сообщество "Пушкинский дом", так там всего 600 подписчиков. Т.е. почти никому Пушкин нахрен в ЖЖ не сдался, пока не напишешь, что Пушкин вовсе не гений - О! вот тогда набегут тысячи и тысячи ярых читателей и поклонников с проклятиями и какашками. Правда Пушкина они не читали сроду, а если читали, то не в коня корм.
В чем-то можно понять этих апологетов - язык Пушкина неизбежно архаичен, сейчас малопонятен, да плюс он его еще и коверкал ради красивой рифмы или по незнанию (русский-то не родной!). Поэтому лучше не читать и не вникать ни во что, а просто бегать везде и повторять это нелепое вранье, что Пушкин якобы придумал русский литературный язык.
Я уже устал цитировать Карамзина - кто на самом деле первым показал как можно писать стихи обычным языком (конкретно вот это было за 30 лет до Пушкина):
Веселый часБратья, рюмки наливайте! Лейся через край вино! Всё до капли выпивайте! Осушайте в рюмках дно! Мы живем в печальном мире; Всякий горе испытал, В бедном рубище, в порфире, - Но и радость бог нам дал. Он вино нам дал на радость, Говорит святой мудрец: Старец в нем находит младость, Бедный - горестям конец. Кто всё плачет, всё вздыхает, Вечно смотрит сентябрем, - Тот науки жить не знает И не видит света днем. Всё печальное забудем, Что смущало в жизни нас; Петь и радоваться будем В сей приятный, сладкий час! Да светлеет сердце наше, Да сияет в нем покой, Как вино сияет в чаше, Осребряемо луной!
1791
|
</> |