О язычестве и неоязычестве
swamp_lynx — 29.11.2024 "Неоязычников сейчас атакуют по всем фронтам. Вот и Патриарх сказал, что язычество равно нацизму. Не будем спорить с церковью, одна из ее задач — охранять свою веру. Просто давайте признаем факт — интерес к этой теме есть, и он глобален. А я внезапно нашел ответ на вопрос "почему" — в фантастической литературе.Когда читаешь фантастику конца 20 века, постоянно удивляешься, как точно писатели предчувствовали наш 21 век в одних его проявлениях, и как совершенно "проглядели" другие. Понятие "киберпространства" ввел Гибсон в 1982 году — когда пользовательский интернет только-только делал первые шаги. В его романах есть киберпреступники, "ковбои" (прообраз хакеров), а также очень верное понимание того, что в будущем "реальная жизнь" станет уделом богатых, в то время как бедные будут довольствоваться цифровыми имитациями." ТГ Ivorytowers.
Всё так — но при этом герои звонят друг другу по таксофону, а новости читают с распечаток, "факсов". Современному читателю совершенно непонятно — как можно было, предвидя всемирную сеть, не предвидеть ее постоянную доступность. Это же нетрудно: сложить два и два, "матрицу" и радио. Почему они этого не сделали?
Если вглядываться в образ "матрицы" дальше, видна еще одна общая черта. Момент "подключения" к ней всегда описывается как покидание душой тела. Человек лежит неподвижно, подсоединенный к проводкам — а сознание его путешествует где-то в цифровых мирах. Всегда есть момент "перехода": ты либо здесь, либо там. Это — христианское представление об устройстве вселенной, где между землей и небом, между мирским и божественным лежит чёткая граница. Идея "матрицы" — она вообще очень религиозная, киберпространство — это обитель чистого духа, тот самый Бог, который постоянно познает самое Себя.
Но мы, живущие во времена, описанные фантастами, знаем, что вышло всё совсем не так. В матрице мы с вами уже живем, но живем частично, на полшишечки. Нет никакого перехода, никакого щелчка, выходя в "киберпространство", не обязательно оставлять тело недвижно лежащим. "Там" и "здесь" органично переплетено и чем дальше, тем больше будет переплетаться. А это больше соответствует языческому представлению о том, что боги и духи живут рядом с нами, и грань между нами и ими зыбка и условна.
Это — не текст в защиту язычества, но констатация факта: "примитивное" понимание мира внезаппно стало более актуальным. С этим придётся разбираться нынешним боговсловам, и просто запретить — нет, не получится."
|
</> |