О вранье
blau_kraehe — 25.11.2018 Задумалась о таком явлении, как ложь. Интересно, что ложь в принципе, а в наше время - особенно, вообще не считается серьезным пороком и даже проступком. Если раньше еще существовали императивы, хотя бы как благие пожелания - "самое страшное - трусить, лгать и предавать", "никогда не лги" и т.д. - то в наше время даже эти слабые призывы полностью потеряли значение.Недавно у Тани Танк я прочитала историю одной самозванки. Все происходило в пределах интернета. Там девушка выдала чужие стихи за свои, выложила их на своей странице, и даже в итоге стала чуть ли не грозить судом настоящим авторам стихов, обвиняя их в плагиате. Девушка, конечно, неадекватная, кто спорит. Но меня удивила реакция автора статьи (не самой Тани), кстати, это психолог. Авторша была так потрясена поведением самозванки, что для нее это был прямо ужас-ужас, "пол уходит из-под ног", описала она свои ощущения. И дала советы - как можно скорее вернуться в круг адекватных людей, искать поддержки, не оставаться один на один с такой ложью...
А меня скорее удивило другое - почему авторша так потрясена поведением этой чужой ей девушки? Что в нем особенного? И откуда авторша набрала столько адекватных честных людей?
Нет, я не говорю, что их нет или даже мало. Я затрудняюсь оценить, сколько - может быть, половина. Но скажем так, врунов тоже очень много. Их число еще потому трудно оценить, что после некоторой критической величины вранья в твоей жизни ты начинаешь подозревать каждого: откуда уверенность, что этот человек ни в чем тебе не врет?
И пол перестает уходить из-под ног, и уходит уже только тогда, когда вранье касается значимых для тебя, жизненно важных тем и исходит от значимых, близких или уважаемых людей.
И самое интересное, что ложь уже теперь совсем не считается пороком, детей не учат не врать. Ну маме-папе, конечно, нельзя врать - а то как они будут контролировать? Но это очень трудно: чем сильнее родители хотят контролировать, тем больше вероятность, что ребенок научится их "успокаивать". Нельзя врать и работодателю - и тут работники учатся находить правильный баланс: врать лишь тогда, когда это невозможно вскрыть, и быть честными, когда правда в любом случае может быть выяснена. А вот вообще ложь как явление, ложь в принципе пороком совершенно не считается.
И это имеет, конечно, общественно-экономические причины. Ведь в нашем обществе в некоторых случаях врать просто необходимо, это требуется. Например, составление резюме, биографии, собеседования. У многих есть в жизни какие-то теневые стороны, которые не понравятся работодателю - не работал какое-то время, бросил учебное заведение, есть тяжелая болезнь и т.д. Все это необходимо либо скрыть, либо представить с другой стороны.
Это продажа своей рабочей силы, и тут необходимо представить ее, как товар, в самом выгодном виде. Но и продажа любого товара содержит в себе элемент обмана. Как минимум - умолчания. Вся эта культура презентации, рекламы и саморекламы - построена на лжи, недоговаривании, преувеличении. Будучи абсолютно честным, в таком обществе невозможно преуспеть.
Сложность заключается в том, что человек, глубоко вошедший в культуру самопрезентации, живущий ею, уже не понимает, что врет. Уже не отличает рекламу от сведений о товаре, самопрезентацию от самоанализа. Он даже может быть уверен, что он абсолютно честен.
На этом фоне выделяются только патологические случаи вроде упомянутой самозванки. Да, это жульничество, которое превосходит обычный средний уровень и потому кажется недопустимым. И то скорее потому, что оно легко могло бы быть вскрыто (если бы всерьез дошло до суда). То есть девушка врет неумно. А "умно" врать - никаких проблем нет.
Заметим, я тут даже не упоминаю манеру подачи исторических фактов, политических событий и других новостей. Здесь тоже выигрывает тот, кто врет в соответствии со средним уровнем эпохи (но не превышает этот уровень - и потому кажется "честным"). Скажем, в 90-е было принято оголтелое вранье, в стиле Солженицына, высказывания про подвалы НКВД "с кровью по колено", или 100 миллионов расстрелянных в принципе не воспринимались как ложь, наоборот, верилось в любую чудовищную байку, и даже если закрадывались сомнения, то человек сам себя поправлял "но ведь в главном-то это так!"
А сейчас такое оголтелое вранье уже выглядит странно, и зарвавшегося журналиста или комментатора немедленно высмеют: это что за стиль перестроечного "Огонька"?
Сейчас принято врать тонко, обязательно приводя "документы из архивов" (неважно, что там вообще написано, и из архивов ли), и "разоблачая преувеличения" как в одну, так и в другую сторону. Значит ли это, что описатели истории и политики стали честнее? Да нисколько.
То же самое можно сказать о подаче политических новостей в СМИ - ни в одной стране нельзя рассчитывать на то, что услышишь правду, правду приходится фильтровать, выуживать, да по сути формировать в соответствии со своими собственными убеждениями (понимая, что возможно, это неверная интерпретация).
На мой взгляд, вранье - это одна из форм насилия. И оно крайне вредно во многих отношениях.
1. Влияние на личность.
Есть масса людей, живущих в отдельной альтернативной реальности. И здесь я не про историю и политику, даже не про восприятие общества вокруг. Здесь чисто о психологии. "Я прекрасна как майский цвет, альтернативные мнения не принимаются". Защищать себя от психологического насилия (выдаваемого за "альтернативные мнения") необходимо. Но многие начисто теряют способность к саморефлексии, убедив себя, что Я - императрица земшара, или святой гений, или ангел во плоти. И любой намек на наличие у этого святого человека каких-то ошибок или недостатков воспринимается как абсолютно недопустимое кощунство.
"Так" святой человек может еще признать, что "конечно же, я тоже человек и могу ошибаться". Но когда возникает конкретный косяк, или он сам может осознать, что повел себя не лучшим образом - ФСЕ. Тем хуже для реальности. Такой человек может через полчаса после скандала рассказывать совершенно другую историю. А через день эта история обрастет такими удивительными подробностями, что выяснится, что как раз жертва этого человека была подлым агрессором. Но самое поразительное в этом вранье то, что автор сам искренне в него верит. То есть что-то мгновенно перещелкивает в голове, картинка меняется. Своего рода НЛП - но в НЛП рекомендуется травмирующую картинку уменьшать, например, делать черно-белой и таким образом менять ее эмоциональную наполненность. А вот у вруна история просто автоматически меняется на другую. Не "я ее обозвал дурой за то, что она купила не ту вещь", а "она на меня накинулась с порога и наорала", к примеру. Причем она меняется не только для окружающих - но и для самого вруна.
Причем тут даже нет конкретного диагноза - так могут поступать нарцы, социопаты, шизоиды, но также и совершенно обычные, уважаемые и любимые всеми люди. Они, собственно, потому и являются уважаемыми и всеми любимыми, что непрерывно презентуют окружающим картинку себя прекрасного, безошибочного, невинной жертвы, героя труда и самого-самого в мире карлсона. И окружающие не могут не верить.
Я думаю, что для самого вруна подобное поведение дает много сиюминутных тактических выгод. Его любят и уважают, он сам себя любит и уважает, при этом работать над собой не надо - вместо этого легко подсунуть себе приятные картинки, он получает массу ништяков от окружающих... Именно поэтому такое поведение распространяется с пугающей скоростью.
Но также я думаю, что в стратегическом, жизненном плане это поведение не выгодно. Врун перестает видеть реальность, и когда-нибудь она может явиться и совсем неожиданно ударить по голове. Кроме того, есть и другое неприятное последствие: перестав анализировать себя и свое окружение, то есть мыслить, врун постепенно отучается от мышления вообще, он не мыслит, а соображает, то есть возможности его мозга не используются, и достаточно рано возникают "возрастные изменения", которых могло бы и не быть, если человек не болен деменцией (да и возможную болезнь это провоцирует и усугубляет).
2. Влияние на отношения.
В краткосрочном плане ложь может даже улучшить отношения. Но понятно, что вскрывшись хотя бы один раз, она наносит нестерпимый тяжелый удар по доверию. После ряда таких ударов доверие потеряно навсегда, и даже у самых близких любовь и принятие такого человека наталкиваются на тяжелую преграду. Любить иных - тяжелый крест, да. А не самых близких такое поведение просто отталкивает.
Ложь хороша в неблизких отношениях, например, на работе. Вот тут да, с помощью лжи легко выгодно представить себя в глазах начальства, а коллеги... с ними ведь и не нужны близкие, доверительные отношения. Но трудовой коллектив и доверие друг другу внутри коллектива это начисто разрушает. Переходя на язык марксизма, скажем, что ложь крайне выгодна буржуазии, но очень невыгодна пролетариату. Однако многие ведь и действуют поодиночке в интересах начальства, то есть в целом в интересах буржуя, надеясь выслужиться.
Кстати, и историческая, как и политическая правда абсолютно выгодна классу пролетариата и невыгодна буржуазии - именно поэтому ситуация у нас такая, что до правды докопаться уже почти невозможно.
Думаю, что в светлом (если оно состоится) будущем ложь будет считаться одним из тяжелейших пороков и формой насилия.
_____________
Я знаю, что на этот пост обязательно посыплются возмущенные комменты "а вот я никогда не вру, и вокруг меня все честные". Но учитывая все вышесказанное, понятно, что именно вруны совершенно искренне и больше, чем все другие, убеждены в своей - и окружающих - честности.
|
</> |
https://bit.ly/2Td5Mlx
ПУТЕШЕСТВУЙ И ЗАРАБАТЫВАЙ ОТ 10 000 РУБЛЕЙ В ДЕНЬ
Гарантия возврата денег.