О том, что можно сделать за нефтедоллары при желании и умении
a_nalgin — 05.11.2019По приблизительным оценкам, за два десятилетия «нефтегазового изобилия» #Россия получила порядка 4 трлн долл. выручки от экспорта углеводородов. Это примерно три текущих годовых размера отечественной экономики. И вклад сырой нефти в эти цифры – почти половина.
Каждый сам может судить, насколько толково были использованы шальные #нефтедоллары.
Но самый интересный вопрос, а можно ли было как-то иначе?
Наглядный пример так и просится…
Сейчас мало кто знает и ещё меньше – помнят, что лет 20 назад популярный туристический Дубай был Меккой разве что для «челноков». И то не для всех – Турция была многим ближе и казалась дешевле. В общем, в эмират на берегу Персидского залива люди приезжали, чтобы по-быстрому закупиться и свалить обратно.
И вот в 1997 году в Дубае был создан Департамент туристического и коммерческого маркетинга (DTCM). Возглавил его тогда ещё кронпринц, а ныне правитель Дубая, шейх Мухаммед бин Рашид аль-Мактум. И развивать туристическое направление было решено как раз в целях диверсификации доходов эмирата.
Правда, глобальный кризис, уронивший цены на #нефть, заставил отложить амбициозные планы на пару лет. Лишь в 1999-2000 гг. пошли в реализацию первые проекты. Но до того была выстроена по-военному чёткая управленческая структура и разработана нормативная документация. А также система поощрений для операторов туристического бизнеса.
Например, рассказывает один знакомый, если вы задумаете построить отель, то вас примут как родного, но тут же ясно обозначат стандарты «всего на свете» – от технологий строительства, до чистоты рук горничных. Соответствие этим стандартам, основанным на нормативах ISOб отслеживается со всей возможной дотошностью. Дубай во многом держится на пиаре и снижение планки здесь воспринимается как попытка покусится на «честь родины». А за это могут запросто отобрать лицензию. И нет, это не имеет ничего общего с маски-шоу силовых органов или налётами СЭС. Здесь очень внимательно относятся к жалобам и используют «тайных» клиентов», а если что-то в самом деле не так, приходят с проверкой и дают жёсткий срок на исправление непотребного.
Но при этом #инвестиции в отели поощряются и защищаются, а условия кредитования – суперльготные. Плюс поддержка турбизнеса идёт по всем направлениям, особенно за рубежом. DTCM здесь осуществляет комплексную программу популяризации туризма, которая включает проведение выставок, организацию маркетинговых визитов, презентаций и семинаров, выпуск и распространение брошюр, работу с прессой и услуги справочной службы. Наряду с этим Департамент осуществляет контроль за состоянием всех туристических, археологических и исторических достопримечательностей эмирата, оперативно вмешиваясь при необходимости.
И параллельно идёт создание новых точек притяжения – тоже при поддержке властей, частично за счёт нефтедолларов. Поначалу это были простые забавы типа участия в сафари и катания на лыжах и досках по барханам. Потом дела пошли в гору. Появился крытый снежный спуск в Emirates Mall. Был выстроен лучший в мире ипподром «Аль Мейдан», с которого теперь, уже традиционно, начинается мировое Гран-при. Выросли самый большой торговый центр и самое высокое здание в мире. Наконец, появились «экологические заповедники» – в бывшей пустыне! Ну а про искусственные острова и насыпные пляжи знают уже все.
По сути, Дубай планомерно реализует нацпроект по въездному туризму. Комплексно, грамотно, системно и настойчиво. И плоды налицо. В начале 2000-х эмират принимал несколько сотен тысяч чел. в год, к 2005 году их число перевалило за миллион, в 2012 году был взят рубеж в 10 млн гостей, в 2018-м – 15 млн. Только за последние шесть лет количество отелей выросло на четверть, а их номерной фонд – более чем в 1,5 раза. Выручка за счёт внешнего туризма только у отельеров в 2018 году превысила 10 млрд долл. Учитывая типичную структуру трат туристов, эту цифру вполне можно смело умножать на три.
При этом Дубай не располагает какими-то невероятными историческими достопримечательностями. Климат Аравийского полуострова тоже не подарок: лето отличается экстремальной жарой с температурами до +45-50 °C. Зимы хотя и комфортные, но прохладное «море» с температурой воды +19-22 °C подходит не всем. Но ставка на сочетание делового центра, торгового молла и роскошного сервиса себя явно оправдала. Профессионалы со всего мира поначалу приезжали в Дубай поработать, а потом возвращались с семьями отдохнуть и пошопиться.
Кстати сказать, туристическая выручка эмирата с 2-миллионным населением и площадью с полторы Москвы в разы больше, чем у необъятной и многомиллионной России, с её 29-ю объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, 26-ю уникальными курортными зонами и почти 150 тыс историко-культурных и природно-климатических достопримечательностей!
То есть, за 20 лет можно и пустыню превратить в оазис, если не просто выкачивать ресурсы, а вкладываться в развитие. Это ли не внятный пример того, что реально можно сделать за нефтедоллары, имея внятную стратегию и политическую волю, помноженные на профессионализм?