О точке, которую хочется поставить
may_bee_letter — 21.07.2025
Я — женщина, которая рисует чужие истории и пишет свои. Без имен. Имена — это лишние детали, как бантики на гробах.
Мне сложно писать длинно. Мозг упирается, как кот, которого тащат в ванную. Он хочет поставить точку. Маленькую, аккуратную. И уйти.
Я спрашиваю себя—это ригидность? Или просто я не начитана? Или мир мой слишком узок, как коридор в хрущевке? Может, надо раздвинуть стены, впустить ветер, заставить историю ветвиться, как дуб, который прожил триста лет?
Но вот вопрос—так ли плох рассказ?
Рассказ — это как спичка. Вспыхнул — осветил уголок — погас. Но если он осветил тот самый уголок, значит, это случилось не напрасно.
Люди обожают большие книги. Толстые тома, которые можно положить под дверь, чтобы не сквозило. Они говорят: «Вот это — серьезно». А рассказ? Рассказ — это так, баловство. Заметка на салфетке.
Но я знаю правду.
Рассказ — это не неудавшаяся эпопея. Это другая форма жизни. Как мушка дрозофила. Живет день, а успевает все.
Мир полон людей, которые пишут романы, но не могут сказать ничего важного. И тех, кто пишет три строчки, в которых умещается вселенная.
Я выбираю точку. Маленькую. Аккуратную.
Ту, что становится началом…
«Математик, который открывал точки, как двери»
Он говорил, что точка — это не конец. Это дверь.
Профессор Елисеев (хотя зачем имя? Пусть будет просто Математик) преподавал в университете, где окна пропускали ровно столько света, чтобы не давать надежды. Он стоял и смотрел на улицу, рассеянно водя пальцем по запотевшему окну, оставляя кривую линию. Евклид сказал бы, что через эту точку можно провести лишь одну прямую, параллельную горизонту. Лобачевский рассмеялся бы ему в лицо.
В аудитории №14, где плесень на стенах складывалась в неевклидовы узоры, он рассказывал студентам о мире, где параллельные прямые рано или поздно целуются, как пьяные соседи, где кратчайший путь между двумя точками — это не прямая, а стыдливо опущенный взгляд, где каждая точка — не конец, а дверь в другую вселенную.
— Представьте, — говорил он, — что каждая точка — это не место, а мгновение. И между ними — не отрезок, а выбор.
Студенты переглядывались. Один, с тёмными кругами под глазами (будущий поэт, конечно), спросил:
— То есть… если я иду из точки А в точку Б, я на самом деле перескакиваю через миллион других возможностей?
— Хуже, — радостно сказал Математик. — Вы их создаёте.
Он знал, что его не понимают. В ректорате шептались, что он «подрывает устои» (а вдруг студенты решат, что параллельные прямые могут пересечься, если очень захотят?).
Но однажды, после лекции, к нему подошла студентка (без имени, конечно). Она рисовала в блокноте точки, соединённые не линиями, а крошечными дверцами.
— Вы правы, — сказала она. — Я всегда ставила точку и думала: «Всё». А теперь вижу, что это просто — «Дальше».
Математик улыбнулся. Он знал, что его уравнения не изменят мир. Но если хотя бы один человек перестал бояться ставить точки — значит, где-то там, в криволинейном пространстве, они уже победили.
В реальности Математика уволили через год. Но в той вселенной, что родилась из точки после его последней лекции, он до сих пор рисует двери.
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
Индейка
Академик и тарелочки: как в СССР НЛО изучали
Как выглядит настоящее зимовьё в сибирской тайге
споке
В дозоре
Как кошка с собакой
«Это так нелепо, дайте мне 12 штук»! – дурацкие товары, о которых вы не знали,
К пленным

