рейтинг блогов

О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я.

топ 100 блогов iam_krasnoyarsk29.11.2023 В продолжение недавней записи о танках КВ-1 производства Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Начало здесь.
     В данной записи речь пойдет об особенностях конструкции танков КВ-1 производства ЧТЗ выпуска июля - августа 1941 года, так как именно этот период был выпущен танк КВ-1 с бортовым номером 00-103, матчасть которого я обещал рассмотреть в предыдущей записи.

О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я.

     Вышеприведенный снимок этого танка датирован 6-м октября 1941 года. Насколько помню, продавался он отдельно, но изначально, судя по заднику, который привожу ниже, фотоснимков в подборке было много.


О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я.

     Согласно сведениям из книги ув. Максима Коломийца по танкам КВ-1 выпуска 2017 года, в конце июля 1941 года с Ижорского завода доставили на ЧТЗ 13 корпусов без башен, а августе 1941 года 17 комплектов корпусов и башен и дополнительно 13 башен для ранее отправленных корпусов. При этом запаса башен на начало месяца на заводе, вроде как, не было.
     Таким образом, получается, что все (либо почти все) собранные в августе - сентябре 1941 года на ЧТЗ танки КВ-1 получили башни уже из 90 мм брони.

О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я.

     На вышеприведенном фото видно, что такая башня, скорее всего, и установлена на танке с бортовым номером 00-103. Нижний гнутый лист этой башни также крепился только сваркой. Вероятно, потому что эту деталь устанавливали уже в Челябинске при сборке танка после установки верхнего погона башни.
      У "ленинградских" танков для крепления нижнего гнутого листа, кроме сварки, до самого конца производства использовали еще и четыре гужона.

     Напомню, что ранее в 2018 году обсуждалась матчасть подобной башни, которую нашли в 80-х годах прошлого века в окрестностях города Острогожск (ссылка). Тогда же было обращено внимание на то, что у некоторых 90 мм башен танков производства ЧТЗ нижний гнутый лист дополнительно крепился на четыре заклепки, а не на гужоны.

     До появления в Челябинске 90 мм "укороченных" башен на ЧТЗ, скорее всего, на ЧТЗ устанавливали 75 мм ижорские башни выпуска весны 1941 года.
     Но, так как это точно пока неизвестно, нельзя исключать, что в июне 1941 года в Челябинск не отправили и некоторое количество 75 мм башен выпуска июня 1941 года под экранировку, которые на челябинских машинах от башен 90 мм будут отличатся только длиной кормовой ниши.

О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я.

     Поэтому на всякий случай перетащил сюда, чтобы снова не потерялись, давние труды с ресурса иностранных любителей истории танков КВ под названием 4BO Green (ссылка). Для определения длины кормовой ниши на снимках не очень хорошего качества можно использовать и эти расчеты.

     Теперь по корпусу танка. Как можно заметить, дополнительное бронирование лобовых деталей корпуса в данном случае отсутствует. Такие корпуса выпуска июля 1941 года попадали на сборку и на ЛКЗ. Вероятно, с целью увеличения количества выпущенных корпусов в июле 1941 года на Ижорском заводе в ход пустили заделы гнутых лобовых деталей предыдущих периодов.
     На ленинградских же машинах с 90 мм башней, которые собирались с использованием корпусов более позднего производства, дополнительное бронирование лобовых деталей корпуса присутствует.

     Ходовая часть танка с бортовым номером 00-103 полностью соответствует танкам производства ЧТЗ выпуска весны 1941 года и укомплектована опорными катками еще довоенного образца и поддерживающими катками раннего типа с оребрением.
     На снимке для привлечения внимания видно, что на этот танк еще установлены ящики раннего типа, у которых на крышках отсутствовали ручки. А вот дополнительные топливных баки, которые устанавливались на танки производства ЧТЗ выпуска августа 1941 года, на него еще не установлены.

     Поэтому, располагая, благодаря трудам ув. О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я. litl_bro, данными об отгрузках готовой продукции с ЧТЗ, можно предположить, что этот танк мог быть произведен в самом начале августа 1941 года и отправлен с завода 10 августа 1941 года транспортом № 19594 на станцию Кубинка. Всего в этой отпрвке было 6 танков КВ-1 с зав. №№ 6687, 6689, 6692, 6691, 6694 и 6693.
     К сожалению, пока неизвестно в какую танковую часть попали эти танки, но возможно, что в дальнейшем танки из этой отгрузки с бортовыми номерами 00-101, 00-103 и 00-104 оказались на ремонте в Харькове. После которого в сентябре 1941 года их отправили в танковые бригады Юго-Западного фронта.

     Пока всё. Вышеприведенная информация будет уточнятся, так что исправления и дополнения приветствуются. Если кому-то вспомниться подборка фотоснимков с такими же задниками, как упомянутый в данной записи, то прошу поделиться.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Так было : После двухдневной ожесточенной канонады республиканцы 17 декабря пошли штурмом на укрепления. Штурмующих было 7 тысяч человек, и они были, после ожесточенного боя, отброшены. Но тут подоспел Бонапарт с резервной колонной, и это вмешательство решило победу. На другой день нач ...
Некоторые пешеходы меня умиляют буквально до соплей!  Вот подходит этакий балбес к дороге в том месте, где ничего даже отдаленно не напоминает пешеходный переход. И что интересно, ты его видишь, а он тебя нет! Он тебя не видит, не потому что у ...
Примерно год назад хотел написать рассказик, оставил две строчки в заметках, чтоб не забыть, время от времени думаю о нём, но, боюсь, не напишу. Поэтому, наверное, надо эти две строчки сюда вытащить и чуть-чуть расширить, вдруг кому захочется самому написать, а то чего пропадать... ...
Студент пересдает матанализ. В сессию экзамен принимал не я (коллега уволилась), так что парня не знаю. Глухо. Что-то знает, конечно, но очень немного. Спрашиваю, отчего такие пробелы. - У меня по матанализу девяносто процентов занятий - пропуск. - А почему? И получаю великолепный ...
Доброго всем вечера. Сегодня утром случилось резонансное происшествие - фирма "Player One" увеличиала цену на свою продукцию ровно в два раза аккурат после вчерашнего анонсика Китиши - https://whale-roma.livejournal.com/296997.html . Астрономы-любители России будут благодарить Китишу ...