О танках производства Челябинского тракторного завода. Часть 2-я.
iam_krasnoyarsk — 29.11.2023 В продолжение недавней записи о танках КВ-1 производства Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Начало здесь.В данной записи речь пойдет об особенностях конструкции танков КВ-1 производства ЧТЗ выпуска июля - августа 1941 года, так как именно этот период был выпущен танк КВ-1 с бортовым номером 00-103, матчасть которого я обещал рассмотреть в предыдущей записи.
Вышеприведенный снимок этого танка датирован 6-м октября 1941 года. Насколько помню, продавался он отдельно, но изначально, судя по заднику, который привожу ниже, фотоснимков в подборке было много.
Согласно сведениям из книги ув. Максима Коломийца по танкам КВ-1 выпуска 2017 года, в конце июля 1941 года с Ижорского завода доставили на ЧТЗ 13 корпусов без башен, а августе 1941 года 17 комплектов корпусов и башен и дополнительно 13 башен для ранее отправленных корпусов. При этом запаса башен на начало месяца на заводе, вроде как, не было.
Таким образом, получается, что все (либо почти все) собранные в августе - сентябре 1941 года на ЧТЗ танки КВ-1 получили башни уже из 90 мм брони.
На вышеприведенном фото видно, что такая башня, скорее всего, и установлена на танке с бортовым номером 00-103. Нижний гнутый лист этой башни также крепился только сваркой. Вероятно, потому что эту деталь устанавливали уже в Челябинске при сборке танка после установки верхнего погона башни.
У "ленинградских" танков для крепления нижнего гнутого листа, кроме сварки, до самого конца производства использовали еще и четыре гужона.
Напомню, что ранее в 2018 году обсуждалась матчасть подобной башни, которую нашли в 80-х годах прошлого века в окрестностях города Острогожск (ссылка). Тогда же было обращено внимание на то, что у некоторых 90 мм башен танков производства ЧТЗ нижний гнутый лист дополнительно крепился на четыре заклепки, а не на гужоны.
До появления в Челябинске 90 мм "укороченных" башен на ЧТЗ, скорее всего, на ЧТЗ устанавливали 75 мм ижорские башни выпуска весны 1941 года.
Но, так как это точно пока неизвестно, нельзя исключать, что в июне 1941 года в Челябинск не отправили и некоторое количество 75 мм башен выпуска июня 1941 года под экранировку, которые на челябинских машинах от башен 90 мм будут отличатся только длиной кормовой ниши.
Поэтому на всякий случай перетащил сюда, чтобы снова не потерялись, давние труды с ресурса иностранных любителей истории танков КВ под названием 4BO Green (ссылка). Для определения длины кормовой ниши на снимках не очень хорошего качества можно использовать и эти расчеты.
Теперь по корпусу танка. Как можно заметить, дополнительное бронирование лобовых деталей корпуса в данном случае отсутствует. Такие корпуса выпуска июля 1941 года попадали на сборку и на ЛКЗ. Вероятно, с целью увеличения количества выпущенных корпусов в июле 1941 года на Ижорском заводе в ход пустили заделы гнутых лобовых деталей предыдущих периодов.
На ленинградских же машинах с 90 мм башней, которые собирались с использованием корпусов более позднего производства, дополнительное бронирование лобовых деталей корпуса присутствует.
Ходовая часть танка с бортовым номером 00-103 полностью соответствует танкам производства ЧТЗ выпуска весны 1941 года и укомплектована опорными катками еще довоенного образца и поддерживающими катками раннего типа с оребрением.
На снимке для привлечения внимания видно, что на этот танк еще установлены ящики раннего типа, у которых на крышках отсутствовали ручки. А вот дополнительные топливных баки, которые устанавливались на танки производства ЧТЗ выпуска августа 1941 года, на него еще не установлены.
Поэтому, располагая, благодаря трудам ув. litl_bro, данными об отгрузках готовой продукции с ЧТЗ, можно предположить, что этот танк мог быть произведен в самом начале августа 1941 года и отправлен с завода 10 августа 1941 года транспортом № 19594 на станцию Кубинка. Всего в этой отпрвке было 6 танков КВ-1 с зав. №№ 6687, 6689, 6692, 6691, 6694 и 6693.
К сожалению, пока неизвестно в какую танковую часть попали эти танки, но возможно, что в дальнейшем танки из этой отгрузки с бортовыми номерами 00-101, 00-103 и 00-104 оказались на ремонте в Харькове. После которого в сентябре 1941 года их отправили в танковые бригады Юго-Западного фронта.
Пока всё. Вышеприведенная информация будет уточнятся, так что исправления и дополнения приветствуются. Если кому-то вспомниться подборка фотоснимков с такими же задниками, как упомянутый в данной записи, то прошу поделиться.