О справедливости, мести и мужской конкуренции в произведениях Пушкина.
lana_cobeta5 — 27.05.2024Считаю, что роман Пушкина « Дубровский «явно недооценен, потому что он не только о несбывшейся любви , здесь поистине шекспировский размах , и главный герой не просто дворянин , ставший благородным разбойником , вынужденным мстить за отца и за сломанную судьбу , он человек, бросивший вызов обществу . Подобно Гамлету , не смирившись с несправедливостью и порочностью законов, согласно которым живут люди , Дубровский пытается в одиночку противостоять продажности чиновников и беспределу состоятельных хозяев жизни , которым позволено всё , вплоть до уничтожения всех прав зависимых от них людей и игнорирования библейских заповедей. Человеку вообще присуще стремление к справедливости, оно записано в его культурном коде , и это тем более остро ощущается , если в обществе нарушаются базовые права на жизнь, свободу и чувство собственного достоинства . В дворянском обществе такие вещи обычно решались дуэлью , как и произошло с Пушкиным , вынужденным защищать честь ценою жизни.
На примере поведения помещика Троекурова , из чувства гордыни отобравшего у бывшего друга имение , видно , каким отвратительным самодуром становится человек, когда получает в руки неограниченную власть . Он был в своём уезде Б ог и царь, привык к тому, что все перед ним пресмыкаются и унижаются, и нормальное благородное поведение вызывало у него раздражение , он воспринимал его как отсутствие почитания по отношению к себе и хотел доказать всем окружающим, кто здесь хозяин . Позже ему стало жаль старого друга и появилось бледное подобие раскаяния , но уже ничего нельзя было исправить .)Мне кажется, что где- то глубоко в душе он даже уважал старого Дубровского за непокорность и гордость, но испорченные чувства пересилили. Не видела раньше фильма по этому роману , а он оказался классным. И несмотря на то , что в самом начале у меня возникло неприятие эпизодов, изображающих барский гарем довольно развязных крепостных девок Троекурова, потому что такая "клубничка" в этом романе , на мой взгляд, неуместна, в целом была приятно удивлена не только адекватным воспроизведением классики , но и оригинальными режиссёрскими находками , которые особенно ценю в кинофильмах. К примеру, прекрасно снят эпизод странного ритуального танца крепостного слуги с трансляцией (передачей ) своей молодой силы старому вампиру -помещику . И поразительно, что слуге никто не отдавал такого приказа : но как только у Троекурова началась истерика самодура , предвещавшая депрессию, преданный слуга моментально кидался подпитывать его своей молодой энергией . Бесподобны также даже эпизодические работы Конкина и Павлова. Конкин вообще превзошел сам себя , играя безобразно угодливого Шабашкина, карикатурно ползающего перед Троекуровым на коленях.
Актеры все супер. Самойлов, Лавров, Ромашин, ещё не потерявшая очарования молодости Зудина, Ефремов –сын. Конечно, пятидесятилетний князь Верейский , на мой взгляд , красиво ухаживал за Машей , но ей он казался стариком , она ведь была влюблена в молодого , и такой конкуренции с законами природы князь , конечно, не выдерживал. Сначала они с Машей посмотрели галерею картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кирилловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. После обеда хозяин предложил пойти в сад, где пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. И вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к беседке. Они поехали по озеру, около островов и , посещая некоторые , на одном находили мраморную статую, на другом -уединенную пещеру, на третьем- памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девическое любопытство. Когда начало смеркаться, князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кирилловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая интересные неистощимые рассказы ; вдруг раздался выстрел и ракета осветила небо. Князь подал Марье Кирилловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кирилловна веселилась как дитя(ц)
А с Дубровским было все непросто, сначала она приняла его за учителя -француза, но аристократка , как и Одинцова в романе Тургенева, не могла на полном серьёзе полюбить учителя или медика ( то есть, по сути обслугу ) и воспринимать как равного себе , и она сама себе удивлялась , когда у неё вдруг появились к нему тёплые чувства и даже привязанность. Но молодому дворянину в роли бедного учителя всё же удалось поразить воображение Маши мужеством и странным для его положения чувством достоинства, она была впечатлена , когда он не стал терпеть унизительную ситуацию и решительно пристрелил в упор медведя , угрожавшего сделать его посмешищем перед гостями , а уж когда узнала , что это тот самый разбойник Дубровский , наводивший священный ужас на всех окрестных помещиков , её чувства разгорелись. )
И всё же не совсем понятно, была ли Маша насколько сильно влюблена в мятежного дворянина, чтобы решиться бежать с ним . Может ей , как своенравной барышне , просто была приятна защита грозного разбойника от отцовского деспотизма , она ведь даже бравирует этим в разговоре с отцом. Но гордая аристократка уже дала клятву князю, нарушить которую считалось в свете несмываемым позором. Кроме того, отказ опоздавшему Дубровскому уехать вместе с ним мог быть продиктован не только чувством долга, но и женским капризом или вселившимся в неё дьявольским духом противоречия , понятной досадой , что Дубровский , с которым она соизволила согласиться бежать , опоздал , хотя твёрдо обещал спасти . И ещё вполне возможно , что в ней заговорила мудрость Пушкинской замужней Татьяны( и вообще женская тяга к спокойному аристократическому образу жизни хотя бы той же Одинцовой , ценившей свой комфорт больше любых треволнений любви ). А что её ждало с отверженным обществом разбойником в изгнании? Зато на другой чаше весов вернувшийся после долгой жизни в Европе состоятельный знатный жених , который явно произвел сильное впечатление своей цивилизованностью и умением покорить женское сердце и с которым у неё была ясная перспектива поклонения , уважения и богатой спокойной жизни .
Когда дошла до места , где побег Маши и Дубровского все же не состоялся, финал , конечно, я помнила, но на всякий случай ещё раз перечитала последнюю фразу романа, и убедилась , что Дубровский скрылся за границу . У меня тут же разыгралась фантазия . Вспоминая , что роман не закончен , невольно начала фантазировать и придумывать продолжение к нему, как Дубровский с немалыми деньгами, которые отбирал у помещиков, за границей ещё больше разбогатеет и , подобно графу Монте- Кристо , года через три вернется, неузнанный никем, а князь Верейский к этому времени уже отойдет в мир иной, и Марья Кирилловна останется молодой богатой вдовой. Загадочный иностранец явится в свете, все барышни будут от него без ума, но Дубровский начнет ухаживать лишь за вдовой князя, и в один прекрасный момент она его узнает - их чувства снова разгорятся . Но после того как я нафантазировала подобное продолжение к роману, вспомнила, что он остался незавершенным, и стала искать сведения в черновиках Пушкина- и ахнула! Вот что я нарыла : «В черновиках поэта найден последующий замысел произведения А.С. Пушкина. Третий том должен был повествовать о том, как после смерти князя Верейского Владимир Дубровский возвращается на родину для того, чтобы соединиться с давней возлюбленной. Он скрывает свою личность, но его все же разоблачают, после чего он снова вынужден бежать. Значит , я почти угадала дальнейший замысел Пушкина» (ц))) Возвращаясь к Пушкинским героиням Татьяне Лариной и Маше Троекуровой , ещё раз убедилась , что Пушкину всё же важно было создать в своем творчестве назидательный образ верной молодой жены пожилого мужа.))
Вообще тема справедливости и мужской конкуренции была очень привлекательной и животрепещущей для Пушкина. Всегда обожала его повесть «Выстрел» , где Пушкин анализирует тайные пружины , управляющие поведением людей. Именно самолюбие , как мне кажется, лежит в основе мужской конкуренции . Сильвио ведь был признанным лидером в офицерской среде, но появился граф Б , более успешный , умный, веселый, храбрый , нереально богатый и более блистательный , чем он . И Сильвио , как когда-то Сальери , решил , что это очень несправедливо по отношению к нему, который завоевывал успех и авторитет в обществе с таким трудом, а графу Б. все давалось играючи. Фортуна осыпала его своими милостями просто так , без всяких видимых усилий с его стороны . Лишенный своего лидерского положения , Сильвио возненавидел графа. Особенно взбесило его внимание к графу дамы , с которой на тот момент он состоял в связи. Завидуя успеху графа , Сильвио нашел способ отыграться за все нанесенные его самолюбию удары, прилюдно оскорбив своего соперника и получив в ответ пощечину . Он специально спровоцировал дуэль . Но Граф и тут уничтожил его и оказался на высоте , явившись на дуэль с фуражкой , полной черешни , которую преспокойно ел , стоя под дулом пистолета. Тогда Сильвио отказался от своего выстрела и выжидал несколько лет , чтобы отомстить . Пушкину были знакомы все эти страсти, в его дуэльном бэкграунде было двадцать шесть вызовов , один из которых закончился трагически. Своими произведениями поэт словно предсказывал себе судьбу.
Изменилось ли с тех времен отношение людей к справедливости, благородству , конкуренции и мести? Или нет ничего нового под Луной? Мне кажется, если у человека отсутствует чувство собственного достоинства , то ему неважны ни справедливость , ни благородство , ни другие ценности , но для многих это необходимо как воздух . Особенно для тех , кто живёт с нравственным императивом в душе согласно Канту .