О справедливости, мести и мужской конкуренции в произведениях Пушкина.

топ 100 блогов lana_cobeta527.05.2024

         Считаю, что роман Пушкина « Дубровский «явно недооценен, потому что он не только о несбывшейся любви , здесь поистине шекспировский размах , и главный герой не  просто дворянин , ставший  благородным  разбойником  ,  вынужденным   мстить за  отца и за сломанную судьбу , он человек, бросивший вызов  обществу .  Подобно Гамлету , не смирившись с несправедливостью и порочностью законов, согласно которым живут люди , Дубровский пытается в одиночку противостоять продажности чиновников и беспределу состоятельных хозяев жизни , которым позволено  всё , вплоть до уничтожения всех  прав  зависимых от них людей и  игнорирования  библейских заповедей.   Человеку вообще присуще стремление к справедливости,  оно записано в его  культурном коде ,  и это тем более  остро ощущается , если в обществе нарушаются   базовые права на жизнь, свободу и чувство собственного достоинства . В дворянском обществе такие вещи обычно решались дуэлью , как и произошло с Пушкиным , вынужденным защищать  честь ценою жизни.

           На примере поведения  помещика Троекурова , из чувства гордыни отобравшего у   бывшего друга имение , видно , каким отвратительным самодуром становится   человек, когда получает в руки неограниченную власть . Он  был в своём уезде Б ог и царь, привык к тому, что все перед ним пресмыкаются и унижаются, и нормальное благородное поведение вызывало у него раздражение , он воспринимал его как отсутствие почитания по отношению к себе и хотел доказать всем окружающим, кто здесь хозяин . Позже ему стало жаль старого друга и появилось бледное подобие раскаяния , но уже ничего нельзя было исправить .)Мне кажется, что где- то глубоко в душе он даже уважал старого Дубровского за непокорность и гордость, но испорченные чувства пересилили. Не видела раньше  фильма по этому роману , а он оказался классным.  И несмотря на то , что в самом начале у меня возникло неприятие эпизодов,  изображающих барский гарем довольно развязных крепостных девок Троекурова,  потому что такая "клубничка" в этом романе , на мой взгляд, неуместна,  в целом была приятно удивлена не только адекватным воспроизведением классики , но и оригинальными режиссёрскими находками , которые особенно ценю в кинофильмах. К примеру, прекрасно  снят эпизод странного ритуального  танца крепостного слуги с  трансляцией (передачей ) своей молодой силы старому вампиру -помещику . И поразительно, что слуге никто не отдавал такого  приказа  : но как только у Троекурова началась истерика самодура , предвещавшая депрессию, преданный  слуга моментально   кидался   подпитывать его своей  молодой энергией . Бесподобны также даже эпизодические работы  Конкина  и  Павлова. Конкин     вообще  превзошел сам себя , играя безобразно угодливого   Шабашкина,  карикатурно ползающего перед Троекуровым на коленях.

Актеры  все супер.   Самойлов, Лавров, Ромашин, ещё не потерявшая очарования молодости  Зудина, Ефремов –сын. Конечно,  пятидесятилетний князь Верейский , на мой взгляд ,  красиво  ухаживал за Машей , но ей он казался стариком , она ведь была влюблена в молодого , и такой конкуренции с законами природы князь , конечно, не выдерживал.  Сначала они с Машей посмотрели галерею картин, купленных князем в чужих краях. Князь объяснял Марье Кирилловне их различное содержание, историю живописцев, указывал на достоинства и недостатки. После обеда хозяин предложил  пойти в сад, где пили  кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами. И вдруг раздалась духовая музыка, и шестивесельная лодка причалила к  беседке. Они поехали по озеру, около островов и , посещая некоторые , на одном находили мраморную статую, на другом -уединенную пещеру, на третьем- памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девическое любопытство. Когда начало смеркаться, князь под предлогом свежести и росы спешил возвратиться домой; самовар их ожидал. Князь просил Марью Кирилловну хозяйничать в доме старого холостяка. Она разливала чай, слушая интересные неистощимые рассказы ; вдруг раздался выстрел и ракета осветила небо. Князь подал Марье Кирилловне шаль и позвал ее и Троекурова на балкон. Перед домом в темноте разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали. Марья Кирилловна веселилась как дитя(ц)

          А с Дубровским было все непросто, сначала она приняла его за учителя -француза, но аристократка , как и Одинцова в романе Тургенева, не могла на полном серьёзе полюбить учителя или медика (  то есть, по сути  обслугу ) и воспринимать  как равного себе   , и она сама себе удивлялась , когда у неё вдруг появились к нему тёплые  чувства и даже привязанность. Но молодому дворянину в роли бедного учителя всё же удалось поразить воображение Маши мужеством и странным для его положения чувством достоинства,  она была впечатлена , когда он не стал терпеть унизительную ситуацию и решительно пристрелил в упор  медведя , угрожавшего сделать его посмешищем перед  гостями , а уж когда узнала , что это тот самый разбойник Дубровский , наводивший   священный ужас на всех окрестных помещиков , её чувства разгорелись. )

И всё же не совсем понятно, была ли Маша насколько сильно влюблена в мятежного дворянина, чтобы  решиться бежать с ним .  Может ей , как своенравной барышне , просто была приятна защита грозного разбойника от отцовского деспотизма , она ведь даже бравирует этим в разговоре с отцом. Но гордая аристократка уже дала клятву князю, нарушить которую считалось в свете несмываемым позором. Кроме того, отказ опоздавшему Дубровскому уехать вместе с ним мог быть продиктован не только чувством долга, но и женским капризом или вселившимся в неё дьявольским духом противоречия , понятной досадой , что Дубровский , с которым она соизволила согласиться бежать , опоздал , хотя твёрдо обещал спасти  . И ещё вполне возможно , что в ней заговорила мудрость Пушкинской замужней Татьяны( и вообще женская тяга к спокойному аристократическому образу жизни хотя бы той же Одинцовой , ценившей свой комфорт больше любых   треволнений любви ). А что её ждало с отверженным обществом разбойником в изгнании?   Зато на другой чаше весов вернувшийся после долгой жизни в Европе состоятельный знатный жених , который явно произвел  сильное впечатление своей цивилизованностью и умением покорить женское сердце и с которым у неё была ясная перспектива поклонения , уважения и богатой спокойной жизни . 

Когда дошла до места , где побег Маши и Дубровского все же не состоялся, финал , конечно, я помнила, но на всякий случай ещё раз перечитала последнюю фразу романа, и убедилась , что Дубровский скрылся за границу . У меня тут же разыгралась фантазия . Вспоминая , что роман не закончен ,  невольно начала фантазировать и придумывать продолжение к нему, как Дубровский с немалыми деньгами, которые отбирал у помещиков, за границей ещё больше разбогатеет и , подобно графу Монте- Кристо , года через три вернется, неузнанный никем, а князь Верейский к этому времени уже отойдет в мир иной, и Марья Кирилловна останется молодой богатой вдовой.   Загадочный иностранец явится в свете, все барышни будут от него без ума, но Дубровский начнет ухаживать лишь за вдовой князя, и в один прекрасный момент она его узнает - их чувства снова разгорятся . Но после того как я нафантазировала подобное продолжение к роману, вспомнила, что он остался незавершенным, и  стала искать сведения в черновиках Пушкина- и ахнула! Вот что я  нарыла : «В черновиках поэта найден последующий замысел произведения А.С. Пушкина. Третий том должен был повествовать о том, как после смерти князя Верейского  Владимир Дубровский возвращается на родину для того, чтобы соединиться с давней возлюбленной. Он скрывает свою личность, но его все же разоблачают, после чего он снова вынужден бежать.  Значит ,  я почти угадала дальнейший замысел Пушкина» (ц))) Возвращаясь к Пушкинским героиням Татьяне Лариной и Маше Троекуровой , ещё раз убедилась , что Пушкину всё же важно было создать в своем творчестве назидательный  образ верной молодой жены пожилого мужа.))

Вообще тема справедливости и мужской конкуренции была очень привлекательной и животрепещущей для Пушкина. Всегда обожала его повесть «Выстрел» , где Пушкин анализирует тайные пружины , управляющие поведением людей. Именно самолюбие , как мне кажется, лежит в основе мужской конкуренции . Сильвио ведь  был признанным лидером в офицерской среде, но появился граф Б , более успешный , умный, веселый, храбрый , нереально богатый и более  блистательный , чем он . И Сильвио , как когда-то Сальери , решил , что это очень  несправедливо по отношению к нему,  который завоевывал успех и авторитет в обществе с таким трудом,  а графу Б.  все давалось играючи. Фортуна осыпала его своими милостями просто так , без  всяких видимых усилий с его стороны . Лишенный своего лидерского положения , Сильвио возненавидел графа. Особенно взбесило его внимание к графу дамы , с которой  на тот момент он состоял в связи.  Завидуя успеху графа , Сильвио нашел способ отыграться за все нанесенные его самолюбию удары,  прилюдно оскорбив своего соперника и получив в ответ пощечину . Он специально спровоцировал дуэль . Но Граф и тут уничтожил его  и  оказался на высоте , явившись на дуэль с фуражкой , полной черешни , которую преспокойно ел , стоя под дулом пистолета. Тогда Сильвио отказался от своего выстрела и выжидал несколько лет , чтобы отомстить . Пушкину были знакомы все эти страсти, в его дуэльном   бэкграунде было двадцать шесть вызовов , один из которых закончился трагически. Своими произведениями поэт  словно предсказывал себе судьбу.

        Изменилось ли с тех времен отношение людей к справедливости, благородству , конкуренции и мести? Или нет ничего нового под Луной? Мне кажется, если у человека отсутствует чувство собственного достоинства , то ему   неважны   ни  справедливость , ни благородство , ни  другие ценности , но для многих это  необходимо как воздух  . Особенно для тех , кто живёт с нравственным императивом в душе согласно Канту .

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В конце февраля в Белоруссии закончилась охота на милиционеров. Закончилась она ...
Для кого-то это синонимы, а для кого-то антонимы. Что для русского хорошо, то немцу смерть. Каждый человек индивидуален, в каждой семье свои традиции, понятия о добре и зле у ...
Борис Корчевников, генеральный директор телеканала «СПАС», ведущий телеканала «Россия 1» @boriskorchevnikov Самая большая трагедия нынешнего человека — исключение Бога и ...
Как удобно и как вовремя, а то кто знает этих грозных генералов Пентагона. Да еще намеки какие-то недружелюбные про радиус действия С-300 и С-400. Солидные, серьезные немцы сюрпризов не любят. Все немецкие «Торнадо» на турецкой базе Инджирлик оказались неисправными Все шесть ...
Сегодня я экспериментировал. То есть, с давних времен я помню Доширак. И даже однажды, помню, я участвовал в ремонте однокомнатной квартиры в Москве, и нас было четверо, и мы были в поту, но потом послали одного за едой... Доширак! Каждому досталось по коробке, и еще осталось в запасе - ...