Записки на манжетах о романе Пушкина "Евгений Онегин."
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В прошлом году ко дню рождения Пушкина ставила тему о его знаменитом романе и , чтобы продолжить начатую традицию, уже заканчиваю в который раз читать роман «Евгений Онегин». И конечно же , мысленно возвращалась к киноленте Марты Файнс , где очень достойно воплощен Пушкинский замысел. У режиссёра тонкий вкус и отменное чувство стиля и поэтому визуальная картинка практически каждого кадра тщательно продумана и излучает особый шарм . Эти свечи . Эта приглушённость освещения, словно съемка осуществляется сквозь прозрачную белую кисею. Бесподобные костюмы с абсолютным попаданием в стилистику того века. Эти готические строгие линии заснеженного Петербурга и Онегин на фоне кружевной решётки сада. Мне понравилось , что Петербург в фильме выглядит мистическим и загадочным городом. И Онегин на его фоне явно демонический мужчина. Мне кажется, для любого мужчины должно быть интересно душевное состояние отвергнутого Онегина в финале романа . Ведь нет более сильного вызова , который женщина может бросить мужчине, чем её недоступность. Недоступная женщина расценивается мужчиной как хлесткая пощёчина. ) Как только Онегин понял, что Татьяна замужем , мне кажется, он даже побледнел, она стала в этот момент для него недосягаема -и это явилось триггером для его любви. Он ведь баловень судьбы, поэтому привык получать от жизни всё, а тут появилось серьёзное препятствие , и он впервые влюбился именно в тот момент , когда она не удостоила его более -менее долгой беседой , повернулась и вышла. Да как она смела , та робкая провинциальная девочка, которая была в него по уши влюблена, так свободно и почти пренебрежительно вести себя с ним? А когда все же ответила на его признание, он был до конца уничтожен её благородством и силой характера. Когда-то Онегин преподнёс ей довольно жестокий урок, учил властвовать своими эмоциями, но она оказалась прекрасной ученицей и даже превзошла своего учителя , изящно поставила на место и отшила с непроницаемым выражением лица.
В киноленте шикарные, изысканные интерьеры. Но ни капли вульгарного , того, что сам Пушкин называл не комильфо. Такое впечатление , что фильм снимала дворянка в нескольких поколениях. На каждом предмете интерьера незримая аура дорогой антикварной вещи. Снято с неброским шиком, ведь всё самое дорогое никогда не бывает крикливым. Много интересных режиссёрских находок. Мне понравилось, как Онегин в финале , читая письмо, мысленно входит в воду , словно плывёт по облакам. И впечатляет¸ когда Татьяна в лодке читает книгу , которую Онегин ей самолично вручил , она всё время гладит листы этой книги, а когда приходит домой к Онегину, то снова , слегка касаясь , гладит все его вещи и рисунки ( кстати, это рисунки самого Пушкина.) Ей всё время хочется дотронуться до его вещей. Такой необычный нюанс в изображении любви могла придумать только женщина- режиссёр. Ещё классно придумано, что Онегин при первом же знакомстве с Ленским прицеливается в него, будто предвосхищает будущую дуэль. И , конечно, нельзя не заметить, что сон Татьяны чем -то напоминает бал Воланда. Это уже вопрос к Булгакову, не навеян ли его бал Сатаны сном Татьяны? )) А Медведь , уносящий бесчувственное тело Татьяны , трансформируется в Дьявола. У меня сразу возникает ещё и аллюзия на Лермонтовского Демона , который о душе Тамары заявляет : Она моя! Совсем как Онегин во сне Татьяны.
С интересом пересмотрела и перечитала сцену дуэли. Даже не знаю, зачем понадобилось придумывать для Онегина такое оправдание, ведь в фильме он почти уговаривает Ленского, а в романе решительно стреляет первым. Но сцена снята бесподобно , в какой- то мистической стилистике . И вращающиеся крылья мельницы -это аллегория неумолимого колеса судьбы. Пытаюсь понять истоки жестокости Онегина. Ведь это был поединок , требующий цинизма и силы духа, кто первым решился убить друга , тот и выиграл дуэль. И в книге , и в фильме он явно демоническая личность. Представить, что убиваешь человека , цинику , наверное, нетрудно , а когда это уже свершится, как потом с этим жить? Дуэль считалась честным поединком, но сердце всё равно подсказывало человеку другое . И чувство вины никто не отменял. Онегин легко и не задумываясь играл судьбами людей. Он и дам соблазнял , а потом бросал , и мог заставить друга поревновать просто так от скуки, не понимая, что даже безобидный флирт может для кого-то стать трагедией и обернуться ещё большей бедой . Он в душе презирал людей и до Татьяны относился к женщинам как к жеманным , легкомысленным существам, которым нельзя верить . И поэтому мысль о супружестве навевала на него скуку. Он считал , что уже всё понял про женщин. А Татьяна оказалась особой и к тому же сердцем почувствовала , что это её мужчина , предназначенный судьбой. А про Онегина надо понимать, что он всегда был баловнем судьбы, примерно таким же , как в повести «Выстрел» граф Б , которому мучительно завидовал Сильвио. Он был богат , пользовался успехом у женщин и оказывался блистательным во всем . Многие современники не понимают , что в пушкинские времена отказаться от дуэли - означало окончательную потерю репутации . На такого дворянина ставилось черное клеймо труса. И поэтому Онегин уже при всем желании ничего не мог изменить, хотя сам был виноват, что спровоцировал Ленского . Желая подразнить своего молодого друга , он должен был понимать, что играет с огнем. Легкомысленная Ольга тоже внесла свою лепту. Она не ведь не просто согласилась танцевать с Онегиным, а отдала ему в этот вечер все свои танцы . Без пяти минут жена отказала жениху и не стала танцевать с ним ни мазурку , ни котильон! Это была катастрофа для жениха. Не забываем, что Онегин к тому времени стал опытным соблазнителем , и ему достаточно было пригласить Ольгу и прошептать на ушко какой-то пошлый мадригал, чтобы та напрочь забыла на этот вечер о женихе . Но в фильме чувствуется непонимание версии Пушкина, который прямо обозначает свое отношение к Онегину , застрелившему друга. Пушкин ведь не скрывает , что осуждает Онегина за малодушие. Раз тот презирал суетность и фальшь света, то должен был подтвердить это на деле, однако побоялся насмешек светских глупцов и сплетников, а на чаше весов была жизнь друга. В фильме этого не поняли . Там Онегин предлагает перемирие, а Ленский гордо отказывается. Таким образом теряется логика дальнейшей концепции романа. Онегин уезжает залечивать душевные раны, вызванные чувством вины , и поэтому возвращается уже совсем другим, более способным быть человечным, более способным к чувствам. Ещё и поэтому влюбляется в Татьяну. Помимо всего прочего. Он сильно изменился после всего передуманного и перечувствованного.
А мать Татьяны после всех этих событий практически выпихнула ее за нелюбимого и к тому же пожилого человека . «Меня с слезами заклинаний молила мать, для бедной Тани все были жребии равны!» К тому же довольно часто женщина стремилась замуж как раз чтобы уйти от излишней опеки властной матери, так было и с самой Натальей Гончаровой , кстати. Что касается маман , то в семье она была безусловный матриарх , и любовь уже считала блажью, а муж у нее стоял навытяжку по взмаху ее ресниц. И Ольга наверняка повторит характер и судьбу матери. Кстати, у Гончарова в »Обрыве« тоже сестры очень разные по характеру, собссно, Марфенька и Вера- калька с Ольги и Татьяны . А Татьяна и ее мать — два контрастных психотипа. Татьяна в своей семье казалась девочкой чужой, она обладала тонкой душевной организацией, и любовь ей была нужна как воздух, и редкая удача , что появился достойный ее чувства объект. Она никогда не смирилась бы , как ее мать, с тупым, пошлым существованием. В любом случае Онегин был на голову выше местных остряков и пошляков. Представляю, в каком шоке Татьяна была от глуповатых провинциальных мужчин , а тут столичная штучка, равная ей хотя бы по образованности . И она обращается к нему как к душевно близкому человеку, способному понять и оценить ее : »Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает. Но умом Татьяна все же сознавала , что Онегин скорее всего просто пародирует Ч. Гарольда, популярный в те годы насквозь романтичный образ разочарованного героя , временами язвительного , временами загадочного , от которого все столичные и провинциальные сентиментальные барышни были без ума.
Драматична сцена последней встречи, актёры великолепно передают чувство безвыходности . Онегин вдруг понял, что всю жизнь любил эту женщину , и ненайденный ранее смысл жизни был в этой любви . Она же ставит крест на своём счастье , потому что уже никогда другого больше не полюбит. Татьяна в фильме шикарная. Правильные черты лица , что в было в моде в те времена, безупречная кожа , лебединая шея , томный выразительный взгляд , стопроцентно аристократичная манера поведения. Когда в финальной сцене , спрашивая, любит ли его Татьяна, Онегин смотрит на неё гипнотизирующим взглядом, понимаю её отчаяние. Такому мужчине отказать просто невозможно. Но с другой стороны , остаться верной мужу для неё даже не главное. Важнее было остаться верной самой себе , той романтичной деревенской девочке, чтобы остаться достойной своей первой любви. И если бы она уступила Онегину, то что получила бы взамен чистоты своего первого чувства ? Пошленькую связь замужней женщины со светским ловеласом, которому было лестно стать любовником великосветской дамы ? Она просто повторила бы судьбу Анны Карениной . А Онегин был наказан за своё легкомысленное отношение к любви.
Роман интертекстуален, и , чтобы понять все его тайные смыслы , надо обладать такой же бешеной эрудицией, как автор. И , кстати, кто знает , сколько раз самого Пушкина вызывали на дуэль? Правильно ли поступила Татьяна? Как долго будет страдать Онегин? Или он быстро утешится? И когда вы в последний раз читали роман?