О школьном образовании. Продолжение разговора

Мы неоднократно заостряли внимание аудитории на том факте, что при работе в так называемой зоне ближайшего развития ребенка (ЗБР) с необходимостью возникает вопрос не о том, что способен выполнить ребенок самостоятельно, а о том, что он может выполнить с помощью и подсказкой учителя, что находится несколько за гранью его текущих оперативных способностей и навыков. Задача учителя при этом - не дуалистическое противопоставление "справился/не справился", а анализ причин неудачи, слабых мест ребенка, поиск ответа на вопрос о том, почему ребенок не берет ту или иную задачу, каких именно знаний ему не хватает. Это постоянная декомпозиция процесса решения задач, анализ не только итогов, но и самого процесса, начиная с понимания условия, постановки задачи,вычленения основных элементов условия, и заканчивая ответом.
Школа, выполняющая функцию всеобуча (то есть, какой она задумывалась и, фактически, была в двадцатом веке), решает этот вопрос посредством введения классно-урочной системы, направленной на нормативного ученика, приходящего в первый класс неграмотным и не владеющим операциями счета. Школа, как она выглядит сейчас, занимается "переучиванием письма", "подсчетом отступов и выступов" и прочими "конкурсами поделок от родителей под видом детских" (это не считая сборов на постройку класса и покраску билетов в цирк, которые далеко не везде исчезли).
Если упростить ситуацию, то наши дети включаются в освоение школьной программы в три года, к этому моменту они уже знают буквы, цифры, могут немного, хоть и с ошибками, считать. Мы допускаем, что к третьему дню рождения, при правильной организации процесса, дети могут владеть навыкам чтения или счетом в пределах сотни, а также элементарными арифметическими операциями в этих границах. Но даже в этом случае на освоение школьной программы у детей уходит не менее пяти-шести лет, что, с учетом индивидуального обучения, немало. Программа 1-3 является общеизвестной, тот факт, что 10-11 классы можно пройти в режиме экстерната за год, также является секретом Полишинеля, то есть, в массовом сознании имеется вполне стандартная программа "одиннадцатилетку за девять лет". О неравномерности распределения нагрузки и неэффективности школьного урока подробно говорить не станем, лишь упомянем классические ответы у доски выученного стихотворения всеми учениками класса по списку. Несомненно, учитель из предыдущей заметки, утверждающий, что в 37 двойках из 61 работы на ОГЭ виноват кто угодно, только не он, не будет заинтересован ни в простраивании мотивации школьников, ни в анализе причин их ошибок. Тем более он не будет выстраивать индивидуальную траекторию и искать ЗБР ребенка. Не потому, что не может или принципиально не способен, нет! Просто он не заинтересован. И школа не заинтересована. Принципиальная же сжимаемость одиннадцатилетки до шести лет вряд ли вызовет у кого-то вопросы.
Отсюда следует неутешительный вывод: родители отдают своего ребенка в три (а некоторые - в два) года в систему дошкольного образования, из которой в семь лет он переходит в систему школьного, только для того, чтобы в девятом классе услышать: "Это не мои проблемы, ваша двойка объясняется некачественным генетическим материалом, тупостью и ленью, задачу передержки я выполнил полностью, курс отчитал в соответствии с программой".
|
</> |