О школьных сочинениях

В десятом классе к нам пришла новая учительница литературы. Была она какая-то там заслуженная и чуть ли не народная, и классная руководительница рассказывала, как нам повезло.
Начала эта «заслуженная» учительница с того, что предложила написать небольшое сочинение по отрывку из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Крестьянские дети»:
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу – поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз
– Представьте себе, что вы прочитали этот отрывок впервые. Попробуйте взглянуть на него новыми глазами. Это работа не для оценки, а для того, чтобы понять, как вы способны читать и чувствовать прочитанное...
В то время я был четырнадцатилетним самизнаетекем, но это и не удивительно, потому что мне и вправду было четырнадцать лет. И написал я такое, что даже к Некрасову не очень-то относилось. А заслуженная учительница по результатам сочинения выставила в журнал целый столбик оценок, причём были там отнюдь не только пятёрки.
В приличном обществе за такое сразу бьют канделябром и перестают общаться с человеком, но школьник – существо подневольное, и мне с этой «заслуженной» пришлось общаться ещё два года. Я писал какие-то сочинения, получал за них тройки и четвёрки... хотя до этого четвёрка за сочинение была почти трагедией. В общем, литература стала самым нелюбимым предметом.
В какой-то момент родители даже пришли в школу поинтересоваться, что же происходит. И учительница прямым текстом объяснила, что задача уроков литературы – не научить думать и спорить, а научить писать сочинение. Это такой специальный жанр, у которого есть достаточно жёстко заданные рамки – форма, структура, объём. Ну а то, что содержание должно в полной мере соответствовать инструкции Министерства просвещения, так это «каждому и так понятно, о чём тут вообще говорить».
Сочинения писать я, конечно, научился, не глупее же паровоза, в конце концов. Школа закончилась, последнее сочинение я написал в 1992 году и навсегда закрыл эту ненавистную страницу.
Но вот недавно один хороший человек прислал ссылку на Армена, который «...и Фёдор». И этот самый Армен написал якобы школьное сочинение и прочитал его на камеру.
Шьорт побъери, если бы я написал такое сочинение, я бы гордился им всю оставшуюся жизнь. А для него это шутка, забавный эксперимент к юбилею канала в YouTube. Но слушая его, я прикидывал, что бы поставила за этот шедевр наша «заслуженная», и больше четвёрки с жырным минусом у меня никак не получалось...
Периодически интернетные эксперты спорят, что нужно менять в школьном образовании, нужны ли нам те или иные уроки и т. д. Рискую опуститься до уровня таких «экспертов», но всё же я убеждён: уроки литературы, по результатам которых есть сомнения, что ставить за такое сочинение, абсолютно точно не нужны.
|
</> |