О самом ужасном в простых россиянах
a_nalgin — 13.11.2018В этом мире очень мало братской любви между народами. Наоборот, скорее. Ирландцы не любят англичан, те – французов, «лягушатники» презирают «колбасников» и т.д. И все принимают это как данность, мол, каждому не угодишь. А евреи даже нелюбовь к себе сделали источником национальных выгод. И только русские, будучи уверенными, что их вообще никто не любит, всё ещё горестно вопрошают «за что?».
За что???
Да вот за это, например…
Пока эксперты спорят, насколько эффективна российская пропаганда и могут ли государственные #СМИ навязать большинству россиян удобную Кремлю версию событий, реальные факты дают удивительные открытия из области социальной психологии.
Например, недавно вся блогосфера дружно высмеивала неуклюжесть ГРУ в деле о попытке отравления Сергея Скрипаля, а также другие «провалы» российских спецслужб. Но за её пределами лишь 3% российских граждан были готовы хотя бы на минуту допустить причастность отечественных разведчиков к этому скандалу, притом что сам опрос проводился уже после того, как британские власти опубликовали кадры с «Петровым и Бошировым» в Солсбери, а Маргарита Симоньян взяла у них нашумевшее интервью. Большинству хватило прозвучавших в эфире RT объяснений. Мол, «Петров и Боширов опровергли слухи» о своей причастности к отравлению – и точка!
При этом всё же козни англичан в произошедшем видит лишь около четверти опрошенных. А более половины респондентов уклонились от прямого ответа, выбрав нейтральное «это мог быть кто угодно». И, как считают социологи, такое уклонение является стандартной реакцией большинства россиян на любые истории, которые ставят вопрос о возможном вмешательстве России в дела других стран. К примеру, четыре с половиной года назад на вопрос, кем являются «вежливые люди» в военной форме без опознавательных знаков в Крыму, большинство респондентов также отвечали – «кто угодно».
Но такая сознательная слепота – это лишь верхушка айсберга. И она вовсе не говорит об эффективности пропаганды. Потому что на более глубоком уровне выясняется совсем другое.
Так, если на фокус-группах социологам удавалось всё же сломать лёд отчуждения и разговорить опрашиваемых, те выдавали очень интересные вещи. В том числе сообщали, что «на самом деле» российские спецслужбы вполне могли быть причастными к попытке отравления Сергея и Юлии Скрипалей, а российские военные – к событиям в Крыму и на востоке Украины (опросы на эту тему проводились задолго до саморазоблачения Владимира #Путинmа в известном телефильме). То есть, глубинные исследования обнаруживают значительное число людей, которые допускают вмешательство России в дела других стран.
Но и это ещё не всё.
На групповых дискуссиях – если удаётся преодолеть внутренний барьер, который поначалу не даёт респондентам свободно выражать свои мнения, – люди начинают высказываться довольно откровенно. При этом раскаяние или сожаление по поводу отравлений, спецопераций, тайной отправки военных в другую страну или вмешательства в чужие выборы они выражают крайне редко. А гораздо чаще в их ответах звучит равнодушие, бравада или даже заведомая готовность оправдать любые действия российской стороны: «Наши войска — ну и что?», «Отравили — ну и что?» и т.д. Иначе говоря, с точки зрения среднего российского обывателя, плохо не то, что мы вмешиваемся в чужие дела, а то, что иной раз нас на этом ловят.
При этом спесивое мнение о допустимости вмешательства набирает популярность в том числе потому, что всё большее число людей сегодня уверены, будто #Россия снова стала «великой державой». В крайнем случае – становится. И с их точки зрения, великодержавный статус требует периодического подтверждения – и потому что «положение обязывает», и потому что «на фоне других игроков Россия иной раз смотрится бледно». Как неоднократно говорили участники групповых дискуссий разных политических убеждений, России нужно быть жёсткой, потому что они — на Западе — «по-другому не понимают».
И вот это всё – тихий ужас, конечно. Не только перенос «правил подворотни» на большую политику, но и святая уверенность, будто все так живут. И вот это вот простодушное сочетание «да, это мы и что?» с «а нас-то за что?», отдающее коллективной шизофренией.
А в самом деле, за что вот таких – любить?
|
</> |