О революции роботов на наших дорогах
a-nalgin — 01.02.2016Два факта интересны о гугломобилях и их аналогах.
Первый: хотя прототип самоуправляемого автомобиля был представлен публике ещё в конце 1930-х, за его разработку всерьёз взялись только в XXI веке. А по-настоящему внушительные деньги и ресурсы начали приходить в проекты только сейчас. Теперь и Ford, и General Motors, и Tesla Motors революционера Илона Маска - все бросились за разработку авто без шофёра. Чем-то их поведение напоминает ошибку Microsoft, которая прошляпила начало эпохи интернет-браузеров и перегнала Netscape ценой огромных затрат и усилий.
И второй. Когда людей спрашивают, насколько они сами готовы ездить в самоуправляемых авто, большинство всячески демонстрирут позитив в отношении этой прогрессивной идеи. Когда же их спрашивают, отпустили бы они своего ребёнка на таком автомобиле в одиночку... Вот тут и начинается скепсис.
Тем не менее, эксперты сулят отрасли беспилотных авто бурный рост. Предполагается, что уже в 2020 году по дорогам планеты будут колесить около 6 млн автомобилей разной степени автономности.
C одной стороны, это немного. Немногим больше, чем, к примеру, количество машин в одной Москве, которая далеко не в лидерах по уровню автомобилизации. С другой, энтузиасты продолжают нагнетать.
Мол, Гугломобиль сохранит десятки тысяч человеческих жизней, сэкономит сотни миллиардов долларов и произведёт революцию сразу в нескольких отраслях экономики, зависимых от современной автоиндустрии. В идеале - машины Google могли бы стать своего рода персональным общественным транспортом, после перевозки одного пассажира автоматически добираясь до следующего, а в моменты простоя - самостоятельно паркуясь вне жилых зон.
Ход рассуждений таков. Сегодня машина является второй по затратам личной инвестицией человека после жилья, но в среднем 95% времени она не используется. «Беспилотник» вместо личного авто сэкономит людям тысячи долларов, ведь платить им придется исключительно за мили в пути, причём по фиксированной ставке, а выбор маршрута станет оптимальным благодаря навигации. Это позволит разгрузить дороги, а "вождение" по сути превратится в усовершенствованную версию сервиса по краткосрочной аренде автомобилей.
Однако смутные сомнения бродят в глубинах аналитической души. К примеру, в России автомобиль - это совсем не транспортное средство, а знак статуса. Человек за рулём ощущает себя королём и с презрением смотрит на бесколёсных. Успеет ли сознание обыкновенного русского обывателя за пять-десять лет перестроиться настолько, чтобы смириться с равенством в плане использования самоуправляемых авто?
Или всё же соображения престижа, статуса, ранга возьмут верх над смелыми надеждами инноваторов?
|
</> |