О преподавании теологии
ru_antireligion — 22.02.2015 Чтение и тем более изучение Святого Писания порой оказывает потрясающее воздействие на людей..
.
С этой фотографии улыбается богослов Герд Людеманн, профессор Гёттингенского университета и сторонник радикального направления в библеистике.
Исследование Библии привело его к еще более радикальным идеям. «Изучая воскресение Иисуса, еретиков в раннем христианстве, несвятые вещи в Святом Писании, рождение от девы и, наконец, множество высказываний и поступков Иисуса, которые приписали ему позднее, я пришел к выводу, что у моей веры, основанной на библейских истинах, больше не было причины существовать. И это не только потому, что ее важнейшие положения, прежде всего воскресение Иисуса, оказались несостоятельными. Более того, сама личность Иисуса перестала быть основанием веры, так как многие сведения о нем в Новом Завете оказались поздними толкованиями, которые принадлежат верующим. Иисус обманывал себя, ожидая, что наступит Царство Бога. Вместо этого Царства появилась Церковь, не только радикально изменившая идеи Иисуса, но и обратившая это искаженное учение против того самого иудаизма, из которого она родилась».
Людеманн решительно распрощался с христианством в «Письме Иисусу» (1998), где он писал: «Теперь я понимаю: ты не говорил и не делал большую часть того, что приписывается тебе в Библии. И, что еще важнее, ты вообще не был похож на образ, запечатленный в Библии и в церковной традиции. Ты не был сыном Бога, свободным от греха, и даже не подозревал, что послан умереть за грехи мира». В общем, по мнению профессора, Иисус был просто добрым человеком, который думал, что сражается со злыми духами, и ждал скорого конца света. Все это закончилось полным провалом. Иисуса казнили, а последователи исказили его учение и основали христианскую церковь, которая принесла людям много зла. «Я твердо убежден, что наша Конституция, которая защищает достоинство и свободы человека, равноправие, свободу вероисповедания, совести и выражения своих взглядов, с большим достоинством оберегает жизнь людей, нежели все иудейские и христианские писания вместе взятые», — писал Людеманн.
По словам профессора, к разрыву с церковью его подтолкнул странный сон: как библейский Иаков, он боролся с Богом, который ввергал его в пучину отчаяния, вины и страха. Но, осознав, что церковное учение — ложь, он стал «сильным как бык» и победил своего врага.
После публикации «Письма Иисусу» у Людеманна возникли проблемы на работе. Конфедерация протестантских церквей Нижней Саксонии потребовала убрать его с профессорской кафедры, а коллеги заявили: «Мы уважаем личные решения, которые стоят за заявлениями профессора Людеманна. Однако мы не согласны с тем, что научные исследования должны обязательно приводить к таким выводам. Мы на богословском факультете по-разному преподаем и занимаемся разными исследованиями, но считаем, что христианская вера и наука по существу совместимы друг с другом». Дальше был долгий судебный процесс, который профессор в итоге проиграл, хотя и сохранил работу.
Людеманн задался вопросом, насколько богословие совместимо с научными исследованиями, и можно ли вообще рассматривать теологию как научную дисциплину. В заметке «Упадок академического богословия в Германии» он пишет: «Многие из моих коллег, как в своих исследованиях, так и в преподавании уже давно преодолели принципы церковного учения, хотя они все еще пытаются следовать этой традиции, прибегая к символическим толкованиям и прочим уловкам. Вряд ли кто-то из них разделяет эсхатологические верования церковной традиции, и лишь немногие, например, рассчитывают, что Христос действительно вернется и будет судить людей. Вполне можно сказать, что они молчат о своих убеждениях ради личной выгоды».
.
|
</> |