Суеверное поведение и чувства верующих
ru_antireligion — 16.02.2015 Я привожу предельно упрощенную и обобщенную формулировку, чтобы представить сам принцип, обнаруживающийся и в иудейской, и в христианской, и в исламской традициях.В общественном сознании отчетливо ассоциировалась причинно-следственная связь между двумя событиями: нарушением так называемых законов Бога и бедствиями. Если нарушить "богоданные" правила, то начнутся проблемы на личном и на общественном уровнях: вероотступник, богохульник, еретик, колдун, ведьма - это реальные угрозы социальной стабильности и социальной безопасности, враги народа, в донаучном сознании. Нужно как можно скорее избавиться от угрозы, иначе на наши головы обрушится возмездие, кара Божья.
Такая причинно-следственная связь была "истиной", но сейчас это суеверное поведение, вызванное эволюционным отставанием. Причины тех или иных частных и общих бедствий очевидны, их можно объяснить: природные, техногенные, криминальные, генетические, экономические и т.д., но верующие по-прежнему связывают свое благополучие и выживание с Богом, которого они не хотят разгневать.
Именно эволюционное отставание - причина того, что "реальные" угрозы государственной безопасности превратились в абстрактные оскорбленные чувства верующих. Хищник вымер, но его добыча по-прежнему прячется, живет со страхом. При этом, в силу суеверного характера этого страха так сложно сформулировать рациональную причину того, что кощунство, оскорбление религиозных чувств - это так плохо именно в наши дни, потому что сами "верующие", хотят они того или нет, ведут себя как атеисты во всех тех случаях, когда не интерпретируют те или иные неприятные явления как реальное наказание Божье, потому что сами понимают суеверный характер примитивных причинно-следственных связей между богохульством, кощунством и теми или иными неприятностями и трагедиями.
Как с необыкновенной богословской зрелостью недавно заметил 20_00, те, кто наказывает за богохульство, демонстрируют тем самым торжество безбожия. Они знают, что Бог - не судья.
|
</> |