О преодолении крымского кризиса
a_nalgin — 02.08.2017Миллионы россиян снова почувствовали уверенность. Только теперь к ней примешивается национальная гордость. Мол, устояли, выстояли и почти победили. Жизнь налаживается и даже благосостояние растёт.
Объективная статистика этого роста пока не фиксирует. А вот социология — уже вполне.
По данным ежемесячного Мониторинга ВШЭ, в мае доля россиян, которые считают своё материальное положение хорошим, достигла 17%. Это максимум с 2012 года, то есть с докрымских времён.
Кроме того, немного, пусть и не так заметно, снизился удельный вес тех, кто считают своё финансовое положение плохим или очень плохим.
При этом статистика Росстата за I полугодие 2017 года по-прежнему демонстрирует снижение реальных располагаемых доходов населения. За истекшие шесть месяцев они сократились ещё на 1,4%, а за три послекрымских года — в общей сложности на 10%.
Впрочем, эту негативную динамику отчасти компенсируют усилия государства. Официальные зарплаты в реальном выражении за I полугодие выросли на 2,7%, а пенсии — на 5,9% (благодаря разовой выплате). То есть, снижение реальных доходов происходит за счёт уменьшения «серых» источников, а также поступлений от бизнеса, инвестиций, сбережений. Последние, кстати сказать, ниже на 9,2%, чем в аналогичном периоде 2016 года. Отчасти это связано с укреплением рубля и соответствующей переоценкой валютных депозитов, но также фиксируется и проедание ранее накопленного на банковских вкладах.
Тем не менее, россияне в целом адаптировались к новой экономической реальности, жизни в условиях санкций, постоянной борьбе «против Запада». Косвенно об этом свидетельствуют не только улучшение субъективных оценок собственного финансового состояния, но и возвращение аппетита к кредитам, а также отказ от экономии. К примеру, расходы населения на покупку товаров и услуг за те же полгода выросли на 5,4%, обгоняя рост доходов у большинства социальных групп.
Иными словами, крымский кризис преодолён, по крайней мере, в головах простых россиян. Чему отчасти способствовало всё то же укрепление рубля и некоторое снижение геополитической напряжённости по сравнению с 2014-2015 гг. Другое дело, что общественное мнение, как правило, запаздывает в оценке текущих событий, и влияние на финансовое самочувствие россиян нового раунда девальвации рубля и новых трений в отношениях с #США отечественная #социология ещё не успела не только оценить, но и даже заметить.
Так что ещё большой вопрос, что станет с этим самочувствием дальше, когда #рубль продолжит слабеть к инвалютам, а деловая активность в большинстве секторов так и останется подавленной?
|
</> |