О правоприемственности

топ 100 блогов newsparky06.10.2022 Задался вопросом, а каким вообще боком Российская Федерация к территориям, которые когда-то принадлежали Российской Империи, а это все страны бывшего СССР плюс Польша, Финляндия... Откуда это желание вернуть оккупировать земли, которые вам юридически не принадлежали никогда. Так можно и до царя Гороха дойти. Оказывается, такого права у России нет. Я не юрист, но по-моему, об этом четко указано в Письме МВД России от 6.04.2006 № 3/5862 депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. Н. Савельеву. Поправьте меня, если я ошибаюсь. Хотя я понимаю, с 2006 года много воды утекло и что было белое вдруг стало черным и наоборот...

Российская Федерация является, наряду с другими бывшими республиками, правопреемником СССР, а СССР — государством-предшественником Российской Федерации. В свою очередь СССР является правопреемником Российской Республики, провозглашенной Актом Временного правительства 1 сентября 1917 г. и просуществовавшей до 25 октября 1917 г. и, наконец, Российская Республика явилась правопреемницей Российской Империи.

Таким образом, можно утверждать, что в формально-юридическом смысле Российская Федерация действительно является правопреемницей Российской Империи (Российского государства). Однако данный юридический факт нуждается в разъяснении и по существу института правопреемства, и с точки зрения существующей международной и отечественной практики правопреемства.

Во-первых, Российская Федерация является государством-преемником Российской Империи не непосредственно, а опосредованно, следуя вышеописанной последовательности правопреемства. При этом существенно, что никогда, ни на одном из указанных этапов правопреемство от государства-предшественника в целом, в полном объеме не признавалось. Так, Положением о народном суде РСФСР 1918 г. было официально отменено действие законодательства Российской Империи. Однако в связи с переходом к новой экономической политике, с необходимостью дипломатического признания и возобновления действия ряда международно-правовых договоров Российской Империи (в частности в связи с правом прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы), РСФСР в определенной степени признала себя правопреемницей государства-предшественника, т. е. Российской Республики. И признано это было не одним общим актом, а серией международных документов по отдельным вопросам, а именно: Раппальским договором между РСФСР и Германией 1922 г.; англо-русским торговым договором этого же года; русско-французским договором 1924 г.; Заявлением советской делегации о признании долгов царского и Временного правительства при условии признания Советского государства де-юре, сделанным на Генуэзской конференции 1922 г.; договором между РСФСР и США 1923 г. Кроме того, Советский Союз признавался правопреемником Российской Республики и Российской Империи не самим СССР, а другими государствами, которые так или иначе были связаны различными обязательствами Российской Империи. При этом в договорах Советский Союз признавался ими не правопреемником, а просто государством, находящимся в пределах территориальных границ бывшей Российской Империи.

Таким образом, вопросы правопреемства всегда решались с каждым государством самостоятельно, путем заключения двусторонних международных договоров по конкретным вопросам, и ни в одном внутреннем российском законодательном акте не указывалось напрямую о правопреемстве Союза ССР в отношении Российской Республики или Российской Империи. Иными словами, у законодателя пока нет при обсуждении и принятии конкретных нормативных правовых актов, а у правоприменителя — при реализации соответствующих нормативных правовых актов никакого единого, общего, принципиального основания для решения вопросов правопреемства автоматически. В каждом отдельном случае вопрос о правопреемстве решается отдельно. При этом следует отметить, что не всегда государственное решение выступить правопреемником по отдельным вопросам можно считать обоснованным и законным. Например, факт выплаты Российской Федерацией в 1996 г. 400 млн. долларов так называемых «царских долгов» Франции является скорее не правилом, а исключением. Кроме того, Договор о вступлении России в Парижский клуб до сих пор не ратифицирован Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, что свидетельствует о спорности юридических обоснований данных выплат.

Во-вторых, вопросы правопреемства регулируются Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.), причем, вступила в силу только первая Конвенция.

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят характер обычного права и определяются соглашениями заинтересованных государств, а нормы конвенций применяются в случае отсутствия таких соглашений. При этом важную роль играют международная практика и прецеденты, а в иных случаях индивидуальные акты государств. Стало быть, на международном уровне вопросы правопреемства возникают не в принципе, а в применении к конкретным ситуациям. Ни в международной, ни в отечественной правовой практике не существует иных подходов к решению вопроса о правопреемстве.

Российская правовая система относится к континентальной правовой системе, а это, в частности, означает, что ни конкретное государственное решение, ни конкретное судебное решение еще не может стать прецедентом и, значит, рассматриваться в качестве основания для принятия впредь аналогичных решений. Так, решение о выплате «царских долгов» Франции является лишь актом воли, а вовсе не следствием признания Российской Федерацией правопреемства от Российской Империи.

Таким образом, анализ существа института правопреемства как с точки зрения доктринального толкования существующих на этот счет нормативных правовых актов, так и с точки зрения существующей международной практики позволяет с полным основанием утверждать, что вопросы правопреемства решаются: индивидуально, на обычной и договорной основе. Поэтому преамбула закона «О государственной политике…» указывает лишь на возможность юридического решения конкретных вопросов о правопреемстве, а вовсе не об обязанности Российской Федерации быть государством-преемником «вообще».

3. Вопрос о репатриации украинцев, белорусов или представителей иных народов, населявших Российскую Империю, не ставился. В период существования Российской Империи они были подданными Российской Короны и не имели собственной государственности. Вопросы репатриации бывших подданных Российской Империи и граждан Российской Республики в советский период решались на основе местных должностных инструкций ВЧК-ОГПУ и общим актом — Гражданским кодексом 1922 г., который отменил паспорта и провозгласил свободное передвижение граждан как внутри страны, так и возможность выезда за ее пределы. Отдельные вопросы о репатриации бывших подданных Российской Империи решались путем объявления амнистии по определенным категориям лиц (бывшим казакам, бывшим офицерам белой армии, которые «не запятнали себя кровью» и т. п.), либо путем акта амнистии в отношении конкретных лиц (например, возвращение генерал-лейтенанта Я. А. Слащёва, командира корпуса в деникинской и врангелевской армиях).

Вопрос о принципе континуитета государственного существования Российской империи, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации применительно к упрощенному порядку получения гражданства предусмотрен в ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 151-ФЗ), а именно: «Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «ю» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица… «б» — имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства…». Прямой связи между упрощенным порядком получения гражданства зарубежными соотечественниками и вопросами правопреемства нет, равно как нет этой связи и между вопросами о репатриации и правопреемстве.

4. Мнение, что правопродолжение Российской Федерации от Российской Империи «…в той форме, которая принесла бы России пользу, восстановила бы средствами права ее честь и славу, как древнейшего государства» очень спорно по ряду причин:

1). Никто не оспаривает, что Россия является древним государством с богатейшей историей и культурой. Российская Федерация занимает достойное место в мировом сообществе государств и ей нет необходимости «…восстанавливать средствами права честь и славу».

2). Признание правопреемственности современной России от Российской Империи может вызвать непредвиденные последствия. Например, тогда может возникнуть вопрос о правопреемственности Российской Федерации от СССР? На основании чего Россия является постоянным членом Совета безопасности ООН? Может встать вопрос о принадлежности части территории острова Сахалин, островах Курильской гряды, входивших в состав Японской, а не Российской Империи. Нынешняя Калининградская область не входила в состав Российской Империи, а город Выборг входил в состав Великого княжества Финляндского и т. д.

3). Современной России многие страны предъявляют претензии как правопреемнице СССР. Правопреемственность Российской Федерации от СССР признана мировым сообществом, соответствует принципам международного права. Неизвестно, как отнесется мировое сообщество к заявлению о правопреемственности Российской Федерации от Российской Империи. Можно предположить, что это будет расценено как очередное проявление «имперских амбиций».

Таким образом, допущение возможности признания правопреемства Российской Федерации от Российской Империи может повлечь за собой возникновение новых имущественных претензий со стороны других государств и отдельных частных лиц, а также иных непрогнозируемых политических, экономических и социальных последствий, связанных с неразрешенностью правопреемства СССР от Российской Империи и легитимностью вхождения Российской Федерации при вновь открывшихся обстоятельствах в современные международные институты.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
В нелепые случайности не верю! Все в жизни по закону бытия. Господь всегда нам открывает двери, Но мы не входим, злобу затая! Нам точат душу разные сомнения! Не думая, мы от ...
Читая за обедом «Совершенно секретно», пришел к выводу, что если при Сталине сидели за то, что недостаточно быстро строили заводы, то теперь - за то, что недостаточно быстро их закрывают. А еще раньше люди "гибли" за металл, а теперь за московскую землю, которая подороже всяких там ...
При переезде куда-то: 1) Смотрят НАСКОЛьКО ЛЕГКО И БУДЕТ ЛИ ЭТО ВООБЩЕ ВОЗМОЖНО обеспечить источник дохода на новом месте 2) Сколько сил и времени займет обеспечение базовых потребностей( жилья и мед. помощи/питания) на новом месте 3) прикидывают какой будет круг общения ...
Есть в доме мужской свитер который попал к нам случайно. То есть был куплен не для кого-то конкретного, а просто потому что был офигенным. Я его вначале купила, а потом только поняла, что он мужской. Это вообще очень много обо мне говорит, понимаете. А потом мне еще предстояло узнать, ...
anmo_222 указывает на выловленный kononenkome последний абзац интервью, данного в декабре 2010-го Ксенией Анатольевной Собчак: « На антиправительственных мотивах сейчас очень легко сделать себе карьеру, чем, собственно, люди и занимаются. Это ...