О патриархальной семье в условиях капитализма
ljwanderer — 31.03.2023 Послесловие к циклу Читаем Кристен ГодсиХорошей иллюстрацией к прочитанной книге о женской сексуальности в условиях патриархальной семьи 20-го века является итало-американский телесериал «Моя гениальная подруга» по мотивам четырех книг Элены Ферранте, объединенных в цикл "Неаполитанский квартет" ( завершающий 4-й сезон еще не появился).
Это - рассказ об Италии 1950-1960-х годов, которую невольно сравниваешь с СССР того же периода.
Жизнь двух героинь этой драмы протекает в послевоенном Неаполе, где царят беспросветная бедность и сопутствующие ей коррупция и покорность, жизнь там полна необъяснимых страхов и рисков. Как рассказывает автор, вы можете умереть там от обычного столбняка, газа, бомб, но «вы также можете умереть от вещей, которые кажутся нормальными», например, от брошенного в вас камня или если ваш отец в бешенстве выбросит вас из окна.
Это - история о дружбе гениальной и бунтующей Лилу и находящейся в ее тени старательной и молчаливой Лену, обе подруги мечтают выучиться и выбраться из нищеты. Лилу, вынужденна приспосабливаться к законам джунглей, выйдя замуж в 16 лет и обнаружив, что променяла одну клетку, на другую, лишь богаче и больше. Лену же получает шанс на побег, продолжив учебу.
Героини мало кому могут понравиться, если пороком Лену является зависть к смелой и красивой подруге, вызывающая неуверенность в себе, то Лилу захватывает гордость и высокомерие, имеющие разрушительный эффект. Это история девушек, а затем - женщин, ищущих себя, пытающихся отвоевать свое место в мире, свою свободу и право на любовь.
Рожденные в мире насилия, героини пытаются в нем выжить и вырваться из него, изменить стереотипы, понять свою женскую сексуальность, которая тоже табуирована, искренне стремятся к любви, но каждый раз оказываются в ловушке патриархальной действительности, мужского предательства и насилия.
Италия 1950-х - это - мир, основанный на гендерном, классовом, интеллектуальном неравенстве и насилии.
Фашизм в Италии был побежден, но народ-то остался.
- Остались нищие итальянцы и лавочники, держащие в долговой зависимости всю округу и утверждающие свою власть грубой силой.
- Осталась система рабского труда.
- И в этих условиях осталась существовать патриархальная семья, где женщина - домашняя прислуга и подсобная сила в домашнем бизнесе, бесправная и покорная.
С течением времени на наших глазах мелкие лавочники, за счет своих же соседей по кварталу, постепенно превращаются в крупных буржуа, теперь уже для защиты своей власти они используют нанятых молодчиков, физически расправляющихся с теми, чью покорность нельзя купить.
И хотя в итальянском воздухе пахнет революцией, она остается призрачной мечтой образованных итальянцев, находящихся так же далеко от своего народа, как образованный северный Турин находится далеко от прозябающего в нищете южного Неаполя.
.
Из отзывов:
...главное для меня в этом сериале это социальная лестница. И слова одной из главной героинь - 'только теперь я поняла слова своей учительницы, что такое плебеи, из плебеев невозможно вырваться даже с помощью моей подруги Лилы'.
Из плебеев можно вырваться только самому. Никто в этом не поможет. И это очень актуально для нас, для страны где нет 'старых денег'. Ни роскошные автомобили, ни одежда, ни новый дом не дают возможности покинуть порок бедности. Нищета за гранью вещей, она в ощущениях, словах, позах, невысказанности.
Плебейство это мир, где девочку можно избить за то, что она на полдня ушла из квартала, выкинуть дочь из окна. Это мир где ответом на решение всех проблем служит фраза 'я тебя убью'. Мир где слова 'я тебя люблю' это фраза только про сиюминутную страсть и обладание. Это мир, где пощечины до синяков, нормальное средство убеждения.
Но плебеи всегда нужны для того, чтобы обеспечивать красивую жизнь интеллектуалов наверху, и тех, кто позволяет существовать интелектуалам, кто ведет свой бизнес и становится все могущественнее, но не добрее.
Это насилие ежедневно равнодушно наблюдают окружающие, все знают, что происходит, но никто не может признать, что так жить нельзя, предпочитая отводить глаза. Сила, как аргумент используется и в разборках между мужчинами, а женщины и дети находятся в самом низу этой иерархической лестницы, за этим способом принуждения или наказания с ужасом следят дети, впитывая и запоминая сценарии поведения.
Да, это мир, в котором женщина обесценена, ее мнение и желание не стоит ничего.
В патриархальном мире даже образование мало влияет на поведение, разница лишь в том, что полуграмотный сапожник за упорное желание дочери продолжить учебу в средней школе может безнаказанно выкинуть ее из окна, а образованный профессор так же безнаказанно, лишь отвешивает жене пощечины: дочерей и жен нужно учить знать свое место.
Это - мир, в котором мужчине прощается множество любовниц, внебрачных детей и даже совращение малолетних, а женщина, ушедшая от мужа, становится презренной шлюхой.
Женщиной пользуются: ее телом, умом, ее идеями и трудом, но плоды ее труда всегда присваиваются мужчинами.
Напоминаю, это - мир, существовавший в 1950-60-х годах двадцатого века, мир нищеты и насилия над слабыми, сегодня в него вполне реально опять вернуться.
Когда в очередной вас будут убеждать в необходимости возврата патриархальной семьи ради победы традиционных ценностей, и "потому что советская семья не состоялась", вспомните эту историю!
Завтра: Отрывки из интервью с Кристен Годси