О неизбежном
wampus_999 — 23.02.2025
Один из моих немногочисленных друзей
sergsmir (а у меня всегда по жизни
их было раз-два) подсказал журнал интересного человека
otshelnik_1,
пишущего вообще-то на разные темы, но в данном случае как раз пост
был о религии: «Религиозное возрождение» в обществе спектакля. Очень
неплохо теоретически проработанный обзор состояния дел в российской
церкви, начиная с XIX века, почему происходила неизбежная
деградация религиозного чувства, как советское государство сумело
перехватить выпавшее из рук церкви знамя духовности и
нравственности, и почему ее "возрождение" не только не помогло
сохранить лучшее из советского периода, но, наоборот, обрушило то
немногое, что еще оставалось, и привело к чудовищному духовному
упадку.Вот, кое-что скопировал для себя, но интересующемуся лучше прочесть все, хотя статья немаленькая.
* * *
В одном очень партийном постановлении 1936 года по поводу одной весьма нашумевшей в свое время театральной постановки было сказано, что она
«дает антиисторическое и издевательское изображение крещения Руси, являвшегося в действительности положительным этапом в истории русского народа».
В те времена подобного рода постановления по какой-то отдельной пьесе носили общий жестко императивный характер. Дважды никому повторять не надо было.
Религия ушла с господствующих общественных и государственных позиций вовсе не потому, что пришла «злая» антирелигиозная идеология и выгнала ее, такую «добрую», параллельно «незаслуженно избив».
На самом деле в последние десятилетия перед революцией происходило стремительное расцерковление общества, утрата подданными способности на глубокие религиозные переживания. И связано это было вовсе не с «пропагандой секуляризма», а с естественной необходимостью рационализации мышления и общего взгляда на мир. На определенном историческом этапе эти процессы буквально потребовали замены религии на идеологию во имя сохранению народа и государства, ибо то, что до этого традиционно скрепляло все общественные и государственные институты, вообще, перестало что-либо скреплять.
* * *
Информационная картина мира для большинства подданных РИ (как и любого традиционного общества) всегда была продуктом в основном только их личного восприятия собственного бытия в привычной традиционной общинно-цеховой обстановке.
Однако со второй половины XIX века ситуация стала быстро меняться. Резко усиливается перемещение людей по стране, вызванное стремительным оживлением хозяйственной деятельности, появлением новых ее форм, чему способствовало и интенсивное развитие путей сообщений. Картина бытия переставала быть традиционно-камерной, «как при дедах и прадедах», она обретала сложность и многообразие, при этом сама картина мира все больше начинала формироваться внешними носителями информации, не зависящими от сознания индивидуумов. Человек эпохи нарождающегося модерна вынужден был все больше и больше включать свое «рацио», теперь он уже просто обязан был критически (то есть аналитически) воспринимать всю поступающую к нему информацию.
Первой жертвой подобных модернизационных процессов становится главная скрепа традиционного общества – религия. Это естественно, ибо на «жестком диске» индивидуального сознания человека нет зон, «аппаратно» защищенных от «перезаписи». Так устроен «мозг» большинства людей (не всех, но большинства). И те «файлы», которые в условиях традиционного общества формировались как «системные», «сакральные», теперь уже «на общих основаниях» превращались просто в информацию, доступную для критического осмысления, а это в большинстве случаев рано или поздно вело к утрате веры.
... Стремление определенной части наших современников стать религиозными людьми при невозможности по-настоящему таковыми быть – это одна из трагедий новейшего времени, ибо химеры, которые порождает подобная иллюзорная «воцерковленность», новообращенные яростно несут вовне.
И чем острее подсознательно ощущаемое противоречие между желаемым и способностью, тем горячее их ненависть к эпохе «безбожного коммунизма», хотя проблема сокрыта исключительно в них самих.
* * *
Вербально по отношению к порокам церковь выступала «за все хорошее и против всего плохого».
Но при этом РПЦ несет самую прямую ответственность за то, что все эти пороки (а это далеко не полный их перечень) воцарились в нашем обществе и ведут его прямиком в преисподнюю.
Дело в том, что в советском обществе так называемая «коммунистическая идеология» выполняла, в том числе, и те функции, которые в традиционном дореволюционном обществе выполняла религия. Все жизнеутверждающие формы общественного и личного поведения были достаточно жестко связаны с государственной идеологией.
Поэтому дискредитация этой идеологии неизбежно вела к общему моральному разложению социума (не говоря уже о национально-территориальном распаде). А настойчивая квалификация советской идеологии, как идеологии «сатанинской», приводила к тому, что все девиантно-разрушительные формы поведения, которые та в советское время решительно отрицала и подавляла, возводились фактически в разряд чуть ли не «божественных установлений».
... Советская идеология, справедливо господствовавшая в эпоху идеологий, возвела наш народ на высочайшую в его истории ступень социального, экономического и культурного развития. Однако в конце ХХ века она была яростно (причем с использованием поистине феерической лжи) дискредитирована и отвергнута, а на ее место не было воздвигнуто ничего.
... И в создании этой поистине дьявольской ситуации вседозволенного грабежа и разложения РПЦ принимала самое непосредственное участие и продолжает яростно поддерживать сложившуюся систему.
* * *
«Секуляризация» это вовсе не «греховный произвол» народа эпохи модернизации, это обстоятельство непреодолимой силы, связанное с решительным изменением структуры сознания человека, когда традиционное предметно-образное мышление постепенно, но довольно быстро, начинает уступать место мышлению понятийному, рациональному. Речь идет даже не об обретении знаний, которые что-то там «доказывают» (вера – это то, что существует за пределами доказательств), речь идет об изменении характера мыслительного процесса, вызывающего изменение самого духовного строя человека в целом.
... Культура отражает морально-нравственное содержание эпохи. Следовательно, эпоха «безбожного коммунизма» - это эпоха торжества православных ценностей, по крайней мере, по сравнению с нынешней 30-летней эпохой т. н. «религиозного возрождения» и освобождения от «безбожного коммунизма», ознаменовавшейся откровенным торжеством всех антиправославных мерзостей, причем происходит это на фоне небывалого организационного и материального расцвета самой церкви.
И осознание этой страшной и практически очевидной корреляции, которая с каждым годом становится все очевиднее, только подливает масла в огонь их антисоветского беснования.
* * *
|
|
</> |
Тайм-менеджмент в финансовых операциях. Как не подвергнуть себя лишнему давлению и сохранить хладнокровность?
Очень интересно как СВО войдёт в историю
Девочки-принцессы
Дело было в Хайфоне
Опыт года
Чего Наполеон хотел от России на самом деле
Руками не надо машинкой
Приобретение товаров в мессенджерах с оплатой через СБП — это риск. Будьте

