Лишенец

"Заболела Павловна, как она за мной ухаживала и вот заболела той же болезнью.
Вчера мне она рассказывала, как она песням научилась. Бывало, ни одной работы без песен не проходило: зимними вечерами спать хочется, песня не дает спать. А на поле! как ведь устанешь, и не больно-то сытно, другие сало едят, у нас кой-что, и заморошная и голодная, а как хватят после работы песню, вся затрясешься и даже плясать. Как научилась! да тогда без песни и жить нельзя было. А теперь Паня, девочка той же деревни, списывает! Тогда песни сами рождались, теперь их списывают и учат. И опять будут петь, но не как народ поет, а как интеллигенция. Да, Россия умерла, но чем же я так долго живу, если она умерла?" (24.02.1936)
"Со всех концов русской земли собирается народная песня в Радиоприемник и оттуда, из ящика, выходит много совершеннее, чем из уст живого народного неведомого миру артиста. Раньше все участвовали в создании музыки, теперь создают несколько композиторов, а все стали потребителями музыки: не поют, а слушают. Раньше, работая, сами же работники пели, теперь... То надо занимать собеседника, а то ящик занимает, то надо возиться с ребенком, а то книжка с картинкой, и так во всем как будто облегчение: все «не сам». Но где же сам-то: сам сейчас на работе? Там он тоже не сам." (17.01.1937 г.)
"Радио впервые сделало музыку объектом: это уже больше не «душа», как мы полагали, собираясь в концерты или слушая деревенский хоровод. Музыка больше не спрашивает тебя о твоем согласии: играет когда надо и когда не надо и всем проходящим по площади." (6.08.1937 г.)
"Павловна говорит упорно, что теперь богатые крестьяне так не живут, как жили самые бедные.
– Вот, - говорит, – к примеру, наша семья нуждалась из-за отца: болел отец, мать одна не справлялась. А когда подросли мы, переменяли весь холст на надел, и хлеба стало довольно.
– Только что хлеба.
– Нет, мы еще песенки пели.
– А теперь радио.
– Что радио! мы сами пели!
Так оказывалось из ее слов, что потеряна «самость», а без этого жизни и быть не может у людей." (1.12.1939 г.)
То есть сто лет назад эту опасность обкрадывания человека понимали не только "мыслители", но и простые люди (жена Пришвина была из простых крестьян). А сегодня?
И как итог: "Величайшая трагедия: только сказал человек: «Довольно строить, давайте устраиваться!» – как... гоголевские страшные сказки: папоротник цветет." (21.09.1937 г.)
|
</> |