о музыке и словах

Я тоже препод, и тоже беру всех первых встречных, за деньги же. Поэтому волей-неволей приходится быть методистом.
Мэтод у меня, собственно, вполне подобный классике и даже архаике – сначала я отдельно от изобразительности учу пациента 1)владению материалом и инструментом, 2)умению создавать простые недвусмысленные ритмы (лады, строи, порядки-упорядки, гармонии, космосы, музыки сфер, ага).
Затем по чайной ложке вводится изобразительность.

И главная фишка метода и смысл моего над пациентом индивидуального наблюдения – в том, чтобы он не терял строя, порядка и гармонии, когда на него – хотя бы и по чайной ложке - наваливается изобразительность.

Чтоб не только не терял, но обогащал наличные, уже освоенные ритмы и принимал усложняющуюся изобразительность не грудью зажмурясь бдыщь! - а на уже окрепшие плечи. И вот так вести его, выводить на всё более сложную изобразительность, требующую соответственно и более сложной музыки. Небольшими порциями, всё время проверяя, не сыплются ли из его машины на ходу все шестерёнки. То и дело возвращаясь к простым тренировкам.

Чтобы у пациента не было рецидивов неграмотности, чтобы его изобразительность не проваливалась на культурное дно и ниже, не становилась «пустой». Не превращалась в сырую неокорённую беспородную изобразительность голого дикаря, воспитанного на фотографии (движущейся в том числе).
Я совершенно не представляю себе, как такое возможно в «тренировках на поэта».

Где «изобразительность», т.е. Inhalt, присутствует с самого начала, потому что все слова несут значение (и смысл), и все синтаксические конструкции несут значение (и смысл).
А то, чему я учу в самом начале – неизобразительная компонента, «музыка» - в поэзии неотделима от готовых кирпичей смысла, невводима малыми последовательными дозами, а присутствует всегда и с самого начала, а нам остаётся всего и делов-то – взнуздать её и заставить везти нужный нам смысл, уж не Inhalt, а Gehalt, существующий не отдельно в «музыке» и не отдельно в значении слов и конструкций, но именно и только в их симбиозе.

Вот как они, мастера с этих поэтических мастер-классов, учат? В чём метод, последовательность, состоит? Чота я подозреваю, что метод состоит в том, чтобы минимизировать смысл (на первых-де порах). Добиться музыки, работать над музыкой – а смысл пусть пока будет любой и нуоченьмаленький. Совсем-то его изгнать нельзя, он, зараза, цепляется за словарь, он въелся в словарь насквозь – но забормотать его можно, можно его притереть растушёвкой и сверху чем-нибудь красиво и вгузненько брызнуть.
Вопрос, удастся ли его «потом» «опять» возвести на нужную высоту и нужную точность, и какие здесь понадобятся мастер-классы.
|
</> |