О матери Агутина и литейном производстве.
grigoriyz — 28.03.2024
Есть только 2 вещи, о которых я всегда вспоминаю
с сожалением (нет, на самом деле, конечно же , больше чем 2, но так
звучит красивее!). Первое, что я не решился пойти в 9 класс 863
школы, а позорно остался в своей 793-ей. А дело всё в том, что туда
ученики ходили не затем, чтобы тупо учиться, а исключительно ради
светского общения. Школа была совершенно новой, туда
принимали абсолютно всех в независимости от места жительства, и от
учеников ничего не требовли. Не знаю уж кто там был за директора,
но завучем работала лично мама Леонида Агутина - Людмила Леонидовна
Агутина. В ту пору ей ещё не было и 40-ка лет. А я с ней
столкнулся ещё в 791 - ой школе, где она (совсем ещё сопливой
комсомолочкой) была училкой младших классов. Но я её как-то совсем
не помню. Наверное потому, что она ещё не была тогда мамой Леонида
Агутина.
В общем вот всегда мне думалось, что пойди я в эту
школу и может быть вся моя дальнейшая жизнь сложилась бы
иначе. Скорее всего я бы после этой школы попал в армию, а
потом вернувшись оттуда двинулся бы сперва по комсомольской ,а
потом и по партийной линии. И сидел бы сейчас не в какой-то
там американской деревне, а где-нибудь в Государственной Думе РФ. А
так....
Но глаавное в другом: я бы провёл 2 прекрасных года
своей школьной жизни. Это было бы почти по гусарски: девочки и
шампанское. Это был бы праздник, который всегда с тобой. То, о чём
бы вспоминалось на тихих заседаниях Государственной Думой, при
мерном почёсывании лысины.
Но я позорно испугался армии, побоялся не выдержать
испытаний, а потому остался в прежней школе, взялся за ум и
закончил институт. Вот так и угасают мечты!
Кстати, и Леонид (тогда ещё просто Лёнчик) был выпускником
этой самой 863- ей школы. Так что сейчас бы он мне был почти как
брат. Впрочем , Бог с ним: он сейчас прогнулся полностью, а с
такими мне не по пути.
Другой моей не то, чтобы мечтой, но радостью было литьё. Когда
в простой жестьяной банке на заднем дворе мы плавили свинец, а
потом заливали его, в созданную тут же в глине форму, душа моя
летела к облакам. Странно, конечно, но это вызывало во мне
восторг: жидкая серебристая , подобная ртути масса застывала
на моих глазах и превращалась в какую-то фигурку. Ну что может быть
лучше?
А эту мечту я как-то случайно пропустил, поступая в наш
институт. Ведь была у нас там такая специальность. Ох как была! И
учились там почему-то одни двоечники. Уж если я в своём потоке был
отличником, то там бы меня все дружно вместе с профессором с лекции
на руках уносили! Я бы стал там звездой много больше, чем Леонид
Агутин! Одна проблема: пили там все очень много. А с
учётом того, что я тогда во всех институтских пьянках радостно
участвовал, я бы там мог начисто спиться. Так что всё ,наверное,
всё же правильно было сделано.
Однако литьё я в студенческие годы всё же изучал и даже
приходилось присутствовать (хоть и не участвовать) при
производственном процессе. В итоге кое-что в памяти всё ж таки
осталось и есть у меня представление о практичской части этой
прекрасной технологии.
А предмет у нас этот возник прямо на первом же курсе и
назывался ТКМ - "Технология Конструкционных Материалов".
Определение этого предмета следующее "Технология конструкционных
материалов — учебная дисциплина, предметом изучения которой
являются технологические методы получения заготовок и их
обработки".
Ну а разделы этой дисциплины следующие : металлургия, литейное
производство, обработка резанием, обработка давлением, сварка,
абразивная обработка, электро-физическая обработка. Всё это
звучит интересно, но слишком хадульно изучать за раз всё на
свете. Да и преподавалась дисциплина доцентми кафедры
"Сварка". А что взять со сварщика? Там придавалась методичка
к лабораторкам и каждую абсолютно лабораторку надо было защищать.
Процесс принеприятнейший. Помнится на одной такой сдачи, где я
простоял немалую очередь словно в магазин за хлебом,
преподавательница (неплохая пусть и строгая женщина) меня вдруг
спросила: "А что Вам больше всего нравится в предмете?". И я
не задумываясь выпалил: "Эмпирическая формула Доброхотова!" Она
удивилась: "Почему вдруг?". И я так же инстинктивно ответил:
"Как почему?! Потому ,что он - мой дальний родственник!". Ей
такой отвт понравился и она поставила мне зачёт.
Обработкой давлением я занимался непосредственно, удаляя облой
(лишнюю часть) у заготовки, полученной путём штамповки кузнечным
молотом. Не самый интересный, зато трудоёмкий процесс.
Обработка резанием тоже имела ко мне потом некоторое значение.
Ну во-первых я разрабатывал химический состав быстрорежущих сталей,
используемых для резцов, свёрл, фрез и прочих режущих инструментов.
Во-вторых, я потом подобрался к геометрии резца, что тоже оказалось
весьма занятной областью.
Ну а теперь будем идти от общего к частному. Кажется это
называется индукцией (или наоборот?). На производстве
заготовки деталей получают литьем, ковкой, штамповкой (штампованной
поковкой), сваркой, прессованием, прокаткой, волочением. И в общем
-то всё! Ну чеканка ещё есть и ещё наверняка что-нибудь. Однако нас
интересует литейное производство. Что же это такое?
Итак определение: "Литейное производство – отрасль
машиностроения (а соответствующий процесс называется литьём металла
или просто литьём), занимающаяся изготовлением заготовок или
деталей путём заливки расплавленного металла в специальную форму,
полость которой имеет конфигурацию заготовки (детали). Конечную
продукцию называют отливкой."
Для получения этих самых отливок существуют 3 основных способа
литья:
1) В песчаные формы. Это самый распространённый на сегодняшний
день способ. Расплавленный металл свободно заливают в разъёмную
литейную форму, в которой находится формовочная смесь.
2) По выплавляемым моделям. Суть тут в том, что сперва
создаётся разовая модель изделия (отливки) из легкоплавкого
матриала: парафин, стеарин, воск. Потом вокруг этой модели
создаётся неразъёмная форма из огнеупорного наполнителя с
литниковой системой (то есть системой каналов для заливки
расплавленного металл в полость формы). Модель из легкоплавких
материалов в ходе формовки не извлекается, а выплавляется. Этот
способ применяется для изготовления деталей высокой точности и
сложной конфигурации, невыполнимых другими методами литья
(например, лопатки турбин).
3) Литьё в кокиль. Тут используют многократные металлические
литейные формы ,называемые, кокилями. Никаких смесей!
Чаще всего (в 70% всего литейного производства) используют
литьё в песчаные формы. В этом случае (впрочем как и в любом) весь
процесс начинаетсй с создания чертежа конечной детали (отливки) .
После этого на основе чертежа создаётся физическая модель детали
(из дерева , металла или даже пластмассы) , на основе которой уже
создаётся литейная форма. Причём размер этой модели должен
учитывать усадку металла при охлаждении и затвердевании.
Общий процесс следующий:
1) Создаётся чертёж;
2) На основании чертежа создаётся модель;
3) Модель помещается в опоки с песком (опока — это ящик для
удержания формовочной смеси при изготовлении литейной формы,
транспортировании её и при заливке формы расплавленным металлом;
короче: опоки это такие ящики полуформы, заполненные формовочой
смесью), чтобы создать форму для отливки.
4) В нужных местах создаются литниковые системы для
входа металла в полости формы (представляют собой направляющую и
включает воронку, литники, которые поддерживают хороший напор
жидкого металла, для более равномерного заполнения полости
формы).
5) Модель удаляется из опок и полуформы (опоки)
соединяются
6) Полость формы заполняется расплавленным металлом через
литниковую систему
7) Застывающий металл ведыерживается в опоках согласно
технологии.
8) Отливка высвобождсется от литников и выпоров.
Вот и всё!
Вы спросите: А в чём тут суть и как всё это связано? Всё
просто. Вот решился бы я пойти в школу имени Агутина и всё бы в
моей жизни вышло по-другому: и летейщиком бы стал, и деньги хорошие
бы зарабатывал, а главное - мужчиной стал бы лет в 15 не
более.