рейтинг блогов

Русский язык "как она есть" или "Краткий курс счастливой жизни"

топ 100 блогов grigoriyz18.03.2024
     Вообще на русском языке говорит на сегодняшний день 9% населения земли.  Правда этот процент сокращается (из-за большой рождаемости китайцев и индусов), но всё рано пока этот язык всё ещё имеет смысл изучать.  Надо сказать, что русский язык относится к сложным (пусть и не таким сложным, как скажем, китайский): тут всё слышится совсем по-другому, чем пишется. Кроме того, существуют малоприятные знаки препинания.  Короче, как говорила моя учительница русского языка: "На пять не знаю даже я!". И она точно не знала потому как моя мама находила после неё ошибки в моих сочинениях.
                   
    Понять русский язык невозможно, но заучить как скворец (впрочем, чего этот скворец там учит? откуда взялось это выражение?) вполне себе реально. Однако у меня это так толком и не получилось. Каюсь.
                           
 Однако есть такие люди, которые русский язык как бы чувствуют.  Вот мои родители всегда очень грамотно писали, но меня этому научить почему-то не смогли. Наверное решили, что я и так неплохо проживу. Так оно в общем-то и получилось, но как-то стыдно. Особенно, когда какому-нибудь интеллигентному человеку безграмотный коммент напишешь. А он расстроится.
         
Но давайте попробуем во всей этой галиматье вместе разобраться.
           
В русском языке целых 10 частей речи. Они могут быть либо самостоятельными, либо служебными. Существительное, глагол, прилагательное, местоимение, наречие, числительное, категория состояния - являются самостоятельными частями речи (Категория состояния — обозначает состояние живого существа или окружающей среды или оценку этого состояния. Слова категории состояния отвечают на вопросы: "Как?", "Каково?"). Предлоги, частицы и союзы — служебные части речи.
               
Русский язык как она есть или Краткий курс счастливой жизни
                   
Идея русского языка заключается прежде всего во временах. В  нём есть три времени: прошедшее, настоящее и будущее. Прошедшее и будущее время имеют две разновидности: совершенный и несовершенный вид. Всякие там "Что делать?" и "Что сделать?" помните?
                 
Ещё в русском языке существуют склонения и спряжения.
             
Под "склонением" понимают словоизменения по грамматическим категориям числа, рода и падежа.
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
                         
Спряжения глаголов нужно знать для правильного написания их окончаний.
                   
К первому спряжению относятся глаголы:
               
1.имеющие окончания -овать,
             
2.два глагола, имеющие окончания -ить, это глаголы брить и стелить, они являются исключениями.
           
3.многие глаголы имеющие окончания -еть и -ать (-ять).
                 
Допустим если возникает вопрос, как правильно писать слово " пиш?т" ставим его в 3 лицо мн. число и получаем слово "пишут", значит это глагол первого спряжения и правильно писать "пишЕт".
             
К первому спряжению можно отнести глаголы : писать, читать, рисовать, растет, петь.
         
Ко второму спряжению относятся глаголы:
         
1.имеющие окончания -ить, кроме брить и стелить, это исключения.
           
2.имеющие окончания -ать (-ять), если ударение в слове падает на окончание.
             
3. 7 глаголов имеющие окончания -еть, и 4 глагола имеющие окончания -ать:
         
Гнать, дышать, держать, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И ещё смотреть, вертеть.
                 
Помните такую школьную считалочку?
               
Существуют всего 6 падежей и все они определяют, как слово меняет свою форму при использовании в другом контексте или положении. Из средней школы помнится "Ирина РодИла Девчонку, Велела Тащить Пелёнку" (сейчас вот уже сразу вспоминается Ирина Роднина, изобразившая в своём блоге президента Обаму с бананом, а потом не пропущенная к детям в США). Каждое слово из этой фразы намекает на соответствующий падеж.
                                       
Существительные могут быть множественного или единственного числа, а также мужского, женского или среднего рода.
             
Существует 3 типа склонений:
             
1 склонение - существительные мужского, женского и среднего рода с окончанием -а, -я (юноша, мама, липа, жадина).
2 склонение - существительные мужского и среднего рода с нулевым окончанием и окончаниями -о, -е (небо, море, конь).
3 склонение - существительные женского рода, оканчивающиеся на Ь (боль, рожь, пустошь).
               
Ещё существуют члены предложения. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения, которыми в общем-то можно и обойтись.  Но есть также и второстепенные: определение, обстоятельство и дополнение. Всё это в общем-то существует и в других языках, ничего нового.
                 
Отличается русский язык ещё и тем, что в нём нет строгого порядка слов в предложении как в других языках.
                       
Русский язык как она есть или Краткий курс счастливой жизни
                   
До этого момента всё более или менее понятно. Но дальше начинаются знаки препинания:  всякие запятые, точки, точки с запятой, двоеточия.
Сложнее всего понять, когда в предложение надо ставить запятую (Ну кроме случаев предлога "но" , "а", "который")
                     
Прежде, чем разобраться, где ставить запятую, надо понять какие бывают предложения (кроме простых, где всё и так ясно). А они бывают либо сложносочинёнными, либо сложноподчинёнными.  Сложносочинёнными называют предложения, в которых присутствуют два простых равноправных предложения (то есть нет главного и зависимого). Они соединены между собой с помощью сочинительных союзов. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение является главным, а другое зависимым (придаточным). И от главного к придаточному можно задать вопрос. Такие предложения соединяются с помощью подчинительного союза.
                   
Русский язык как она есть или Краткий курс счастливой жизни
                   
Примеры сложносочинённых предложений: 1. Солнце взошло, и запели птицы. 2. Шло время, а он все не возвращался. 3. Я бежал, но не достигал цели 4. Он пел, и все вокруг слушали его голос. 5. Я подумал о ней, и она тут же появилась
                 
Примеры сложноподчинённых предложений:  1. Я ждал, когда он приедет. 2. Это случится, если все будет хорошо. 3. Солнце взошло, когда запели птицы 4. Я живу, чтобы помогать людям. 5. Я смотрел, как они играют. Сложносочинённые: 1. Солнце взошло, и запели птицы. 2. Шло время, а он все не возвращался. 3. Я бежал, но не достигал цели. 4. Он пел, и все вокруг слушали его голос 5. Я подумал о ней, и она тут же появилась.
               
Запятую проставляют перед союзами в подавляющем большинстве случаев. Так что ставьте не задумываясь!
           
Ну и ещё вдогонку о запятых:
           
1. Перед союзами запятая ставится тогда, когда союз соединяет части сложного предложения, имеет значение "но" или повторяется в перечислении.
2. В сложноподчиненном предложении подчиненная часть практически всегда отделяется от основной запятой или запятыми.
3. В сложносочиненном предложении запятую нужно ставить перед некоторыми союзами (и, да, ни… ни, а, но да, однако, же, зато, а то, не то, или, либо, да и, тоже, также, то есть, а именно и всеми их синонимичными союзами. Исключение:Перед к, да, или, либо запятая не ставится, если у обеих частей предложения есть совместный второстепенный член или придаточное предложение, а также если они выражены назывными или неопределенно-личными конструкциями).
4. Деепричастные обороты почти всегда выделяются запятыми.
5. Причастный оборот нужно отделять от определяемого слова запятой только тогда, когда оборот стоит после этого слова.
6. Между однородными членами предложения запятая ставится тогда, когда между ними не стоит союз, фраза не является устойчивым выражением и однородные члены не являются близкими антонимами или синонимами.
7. Уточнительные конструкции всегда выделяются запятыми, но сначала вам нужно убедиться, что вы имеете дело именно с уточнительной конструкцией.Некоторые союзы сравнительных оборотов нуждаются в запятой, союз "как" – отдельная тема, у него свой набор правил.
8. Междометия выделяются запятыми, если в них нет восклицательной интонации.
9. Обращения почти всегда выделяются запятыми.
10. Вводные слова и словосочетания всегда выделяются запятыми (за парой редких исключений).
                       
С союзом "как" даже Ленин путался: поставил запятую в  заголовке своей статьи о Льве Толстом,  а там как раз ставить не надо было. Ну по крайней мере нас так русичка сказала.
               
Перед "как" надо ставить запятую если:
         
1. "как" имеет значение "подобно";
2. в предложении есть слова "так", "такой", "тот" или "столь";
3. после "как" есть вводное слово или его аналог: как теперь, как всегда, как сейчас и так далее;
4. оборот имеет вид "не кто иной, как" или "не что иное, как".
               
А ещё вспомнилось как у нас одна секретарша вместо "как" всё время "кака" печатала. Так однажды к самому министру от нас письмо с "какой" отправили.
               
С запятыми вроде как более или менее разобрались. Однако мой вам совет: пишите короткими предложениями, тогда и заморачиваться не надо. Вот как Пушкин писал: легко и просто. Не то что Толстой: с предложениями на несколько строк. Но Толстому хорошо: у него куча учителей по- русскому было, а у меня одна Любовь Сергеевна да и то полуграмотная.
                 
Русский язык как она есть или Краткий курс счастливой жизни
                                 
Теперь попробуем разобраться, когда надо писать "Е", а когда "И". Для этого придётся ещё вспомнить какие бывают части слова. В общем части слова это: корень, приставка, суффикс, которые составляют основу, и окончание. Каждая из этих так называемых "морфем" выполняет определённую функцию: передача лексического значения, образование новых слов, выражение рода, числа, падежа, времени.
               
Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
       
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
             
Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
           
Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.
           
Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением. В слове могут быть не одна, а две и более приставки.
                 
В общем как-то так.
                       
Русский язык как она есть или Краткий курс счастливой жизни
                     
Теперь алгоритм определения для написания букв Е или И:
               
1) Прочитать слово, выделить корень.
2) Поставить ударение, найти безударный гласный в корне слова.
3) Определить тип орфограммы. Вспомнить корни с чередованием.
4) Если перед вами корень с чередованием, посмотреть, стоит ли суффикс -а- после корня.
5) Если суффикс -а- есть, пишем в корне букву и, если нет — е.
                     
Ни хрена непонятно!
                 
Правило:  Буква "И" в словах с чередующимися корнями бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -жег-/-жиг-, -блест-/-блист-, -стел-/-стил- пишется в случае присутствия суффикса "-А-" после корня.Буква "Е" в словах с этими же корнями пишется только тогда, когда суффикс "-А-" отсутствует. 
               
Пример: "Выбери меня!"— после корня нет суффикса"-А-"
             
"Тот начинает считать деньги, и вместо двух у него оказывается полтора". (Гиляровский В.А. Москва и москвичи)
               
В корнях с "беглой" гласными "е" и "и" пишутся:суффикс "ек" в том случае, если при склонении "выпадает" гласная "е";суффикс "ик" пишется, если при склонении гласная не "выпадает".
                                     
В конце слова при выборе между Е и И используется следующие правила:
Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий, -ие, -ия и -мя) .
Окончание -И (-Ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения, а также у существительных на -ий, -ие, -ия и -мя в родительном, дательном и предложном падежах.
                       
Ну и закончим разбор букв Е и И написанием их в предлогах, и как они вообще пишутся: когда слитно, а когда раздельно.
Тут правила ,оказывается, следующие:
                 
Отрицательные и неопределенные местоимения без предлогов всегда пишутся с "не" слитно  (или "ни") (некто, никто).
Местоимения с предлогами всегда пишутся раздельно с "не" (не у кого, ни у кого и др.).
Все остальные местоимения без предлогов всегда пишутся раздельно с "не" (не каждый и др.).
С производными предлогами "не" всегда пишется слитно.
Пример: несмотря на, невзирая на и др.
Если слово пишется через дефис, то "не" всегда пишется раздельно.
                           
Ну а теперь, когда же мы пишем НЕ, а когда НИ.
Функциональный смысл НЕ и НИ следующий:  НЕ отрицает, а НИ усиливает:
                       
Я пришёл не один (а с товарищем). Не раз я приходил (а пять раз). В свою очередь, усиление выглядит следующим образом: Ни один не пришёл (совсем никто). На пляже ни души (совсем никого).
                             
В простых случаях мы пишем НИ только в устойчивых выражениях, таких как "Ни свет Ни заря", "НИ жив Ни мёртв", "НИ рыба Ни мясо".
Ещё НИ используется для усиления отрицания. То есть отрицание в виде НЕТ или НЕ уже имеется. Как в случае: "Нет НИ копейки денег", "Он не дал мне НИ рубля".
Хотя может быть и двойное отрицание с НЕ: "Ты НЕ мог меня НЕ заметить". Но это как бы утверждение ,а не отрицание: минус на минус.
                   
Есть и ещё всякая путаница. Например пишется "Где я только НЕ был", но "Где я НИ был, везде хорошо". Оказывается в простых предложениях надо писать НЕ, а в придаточном предложение НИ.  Тут проверка такая: если частицу убрать, то смысл предложения не теряется. "Где я был, везде хорошо". Значит надо писать НИ. Ужас!
                   
Правила написания О или А в корне слова следующие:
             
1. В безударном слоге корня пишется та же гласная буква, которая выступает в этом слоге, когда он находится под ударением. Проверка безударного гласного возможна путём изменения формы слова (вода — воды, земля — земли) или подбора однокоренного слова: столовый — стол, остановка — стать, завинтить — винт, письмо — пишет.
               
2. В русском языке существует много слов (заимствованных и исконно русских) , гласные в корнях которых нельзя проверить ударением, подобрав однокоренное слово или изменив форму слова. Такие написания называются непроверяемыми. Написание таких слов определяется по орфографическому словарю, например: бечёвка, ватрушка, вестибюль, галерея, гармония, гипотеза, компот, коридор, кочан, сапог, собака, кавычки, караван, палисадник, периферия, эликсир, эстакада и др.
                   
3. Корни с чередованием о — а можно разделить на три группы: 1) корни, в которых следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении; 2) корни, в которых выбор о или а зависит от следующей согласной буквы; 3) корни, в которых выбор о или а зависит от значения слова.
а) К первой группе (следует запомнить, какая гласная буква пишется в безударном положении) относятся корни гар-/гор-, клон-/клан-, твор-/твар-, зар-/зор-, плав-/плов-.
б) Ко второй группе (выбор о или а зависит от согласной буквы, перед которой находится корневая гласная) относятся корни лаг-/лож-, скак-/скоч-, раст-(ращ-) /рос, кас-/кос (н) -.
в) К третьей группе относятся корни -мак-, -мок-, -равн-, -ровн-, т. е. , в которых выбор о или а зависит от значения слова.
                           
Теперь правила  употребление А и О при образовании словоформ:
               
1. Правило использования А:
                       
а) В окончаниях причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. Примеры: открылА дверь (причастие), сжигА зажигалку (краткое прилагательное). Это связано с тем, что в прошедшем времени и краткой форме мы добавляем окончание А для образования женского рода.
                   
б) В окончании глаголов в 1-м лице единственного числа настоящего времени. Примеры: читАю, идАю. Здесь окончание "а" указывает на то, что мы говорим о своих действиях или состоянии.
               
в) Во многих прочих случаях, где "а" употребляется в сочетании с другими буквами. Примеры: жалобА, картонкА, скрипкА и т.д. В этих случаях "а" не несет особой грамматической функции, она определяется исключительно орфографическими правилами.
                 
2. Правило использования О:
               
а) В окончаниях причастий настоящего времени и кратких прилагательных. Примеры: читающОго (причастие), идущОе (краткое прилагательное). В этих случаях "о" указывает на общий род имен существительных.
             
б) В окончании глаголов в 1-м лице множественного числа настоящего времени. Примеры: читаем, идем. Здесь "о" также указывает на то, что мы говорим о своих действиях или состоянии, но во множественном числе.
               
в) Во многих прочих случаях, где О употребляется в сочетании с другими буквами. Примеры: молокО, портфельнО, платьеЦО и т.д. При этом "о" также несет только орфографическую функцию.
                       
                     
Хм...углубляться дальше уже не хочется.  В детстве это казалось очень занудным, но как-то всё же познаваемым.  А сейчас понимаешь, что запомнить всё это совершенно невозможно: легче разобраться в ядерной физике с нуля.
                     
Русский язык как она есть или Краткий курс счастливой жизни

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Будни русского Мордора MK.ru , 07.09.2017 г. О том, чтобы он прожил в тюремных условиях даже месяц, по словам медиков, не может быть даже речи. Но судья Тимирязевского суда города Москвы Сергей Галкин назначил ему ... 4,5 года. Фемида сошла с ума? Или на самом деле считает ...
Навязали, собрали, вечером утепляшки поедут на Донбасс. Наши тетки просто носочки не могут передать и еще накупили чая, печеньев, сладкого и дымного, кто что может тот тем и старается помочь нашим Мужчинам. Варенье малиновое там ребятам надо - простывают же в окопах, тоже отправили. ...
Позвонили из АИФ-Урал и задали неожиданный вопрос - что я думаю по поводу тотального хамства и агрессии (на автодорогах, в магазинах и т.д.). Задумался... Потом согласился с тем, что уровень хамства в наших краях порой действительно зашкаливает. На дорогах иногда кажется, что человек ...
Уже которую неделю подряд неотлучно сижу с детьми. В прямом смысле этого слова. Младшая адаптируется к саду. Кто в курсе, как это происходит, тот, наверно, помнит, как разбиты эти дни. Плюс старшая. Плюс работа моя. Плюс здоровьем занимаюсь. Муж домой приходит в 8. Мы ужинаем и баиньки. В ...
Смотреть с 0.20 В Новокузнецке на том же самом месте, где в понедельник трамвай протаранил и протащил по рельсам легковушку , сегодня жертвой трамвая стал пассажирский автобус. Подробности, а также видео с регистратора очевидца тут. ...