О коммунизме и коммунистах. Мысли вслух
evaevg — 20.04.2024 Когда рухнул СССР я еще училась в школе, в последнем классе. Честно говоря, сложно вспомнить, что я тогда думала по этому поводу, и думала ли что-то вообще. Наверное, что-то думала. Были какие-то сомнения и сожаления? Ну, возможно, все-таки я была достаточно идейной пионеркой, хотя в комсомол уже не пошла. Да и никто из нашего класса не пошел. Но, чего уж там, я тоже была под некоторым обаянием Запада. И мне, конечно же хотелось модной одежды и красивой жизни. Нам казалось, что вот-вот - и на нас хлынет весь этот манящий поток вожделенных шмоток, баночного пива (тогда казалось, что именно баночное - очень круто), французской косметики. И мы будем жить так же, как нам показывали в Голливудских фильмах, которые к началу девяностых уже успели просочиться в нам - в видеосалоны, кинотеатры и на редких кассетах к еще более редким видеомагнитофонам. Все советское казалось - серым и унылым, о стабильности в мои шестнадцать лет я не очень думала, в таком возрасте стабильность является синонимом застоя, а во мне бушевали гормоны, хотелось перемен и бунта.Как-то я пришла домой из школы и застала там отца. Отец ушел от мамы, когда мне было десять лет, и с тех пор наши отношения были сложными.
Не помню уже, что меня дернуло - возможно детская обида, а может быть - это произошло из юношеского максимализма и бунтарства, желания крушить авторитеты.
- Ну что, папа, - фыркнула я, припомнив все то, что лилось на нас в последнее время ото всюду - и про то, что Ленин немецкий шпион, и про Россию, которую мы потеряли, и про поручика Голицына с корнетом Оболенским. - Справедливость восторжествовала? Не вышло у вас, коммунистов? Никому больше не нужен ваш дурацкий Маркс!
Отец, кандидат философских наук, работавший в редакции журнала "Коммунист", автор многих статей и научных работ, устало посмотрел на меня.
- А что, Женя, ты читала из Карла Маркса?
Из Карла Маркса я читала только брошюрку под названием "Манифест коммунистической партии", обязательную для изучения в советской школе. Впрочем, читала - громко сказано. Из всего прочитанного я помнила, что где-то (кажется по Европе, но это не точно) бродит призрак коммунизма. Какого пня он там шатается, и что ему надо от старушки Европы, так и осталось для меня загадкой.
Тогда как мой отец уходя от нас забрал с собой полное собрание сочинений Маркса и Энгельса, занимавшее у нас две полки большого книжного шкафа. И я сильно подозреваю, что отец забрал их не для украшения интерьера своего нового места обитания. Сами понимаете, не с моими вялыми знаниями про шатающихся фиг знает где призраков было спорить с человеком, читавшим если не все, то явно многое. Да еще и имеющим ученые степени в данной области.
Мне стало стыдно, и я ретировалась с позором, и с тех пор никогда не делала заявлений из серии "Не читала, но мнение имею".
А отец мой так всю жизнь и остался идейным коммунистом. И до самого конца писал работы по философии. И развал страны он воспринимал как личную трагедию. И даже пытался ее предотвратить, потому что в 1991 году был близок к тем людям, которые попытались сделать переворот. И если кому интересно, в конце я дам ссылку на статью моего отца по этой теме, написанную в 2011 году. И это мнение человека, который фактически принимал участие в том путче.
Его нет уже почти четыре года. Сегодня ему исполнилось бы 77.
У нас были очень сложные отношения. Я очень долго не могла его простить. У меня имелась к нему масса претензий. Но я точно знаю, что мной он гордился. А я... Я не читала его работы. Только знала, что он коммунист и всегда им был.
И только совсем недавно я поняла, что тоже считаю, что коммунизм - это единственно возможная справедливая модель. Другое дело, что воплотить его крайне сложно. Но идти надо в том направлении. И сейчас, прочитав некоторые его работы, я понимаю, что согласна с ним. Почти во всем.
Увы, теперь я уже ему об этом не скажу. Но если он меня слышит - с днем рождения, папа.
Ну и обещанная статья про путч 1991 года.
ГКЧП. В августе 1991. Как мы потеряли СССР
|
</> |