О камуфляжной окраске итальянских подводных лодок


На основании рапортов, составленных командирами лодок по результатам боевых походов, уже к концу 1940 года командование подводными силами пришло к выводу о необходимости принятия мер по уменьшению заметности субмарин, направленных как на то, чтобы позволить им «слиться» с окружающей средой (итальянцы использовали для этого термин mimetizzazione – маскировка), так и на то, чтобы затруднить противнику опознавание и определение элементов движения лодки (camuffamento – камуфляж). Работа по подбору новых вариантов окраски, отвечающих указанным требованиям, была поручена Школе подводного плавания в Поле и группами подводных лодок в Таранто и Специи при поддержке местных арсеналов.
В Поле были опробованы схемы камуфляжа с применением контрастных цветов – черного, светло-зеленого, различных оттенков серо-голубого. В Таранто отрабатывалась схема с темными серо-зелеными пятнами, образованными ломаными линиями, на светло-сером фоне, являвшаяся очевидным компромиссом между маскировкой и камуфляжем. Группа Специи после серии экспериментов, проведенных в августе-октябре 1940 года с подводными лодками H-2, Н-4, Н-6 и Н-8, выработала маскировочную окраску из пятен темно-зелено-коричневого цвета с прямыми или закругленными краями на светло-зелено-голубом фоне. В период с февраля по март 1941 года были проведены испытания с подводными лодками «Ониче», «Адуа», «Веттор Пизани», «Дес Дженей» в Поле, «Джованни да Прочида» и «Чиро Менотти» в Таранто, «Янтина» и «Микеле Бьянки» в Специи. По их результатам было установлено, что наиболее эффективны схемы, разработанные в Таранто и Специи, после чего «Да Прочида» перешла в Специю для сравнительных испытаний с «Янтиной» в Лигурийском море.
На их основании в апреле 1941 года была официально утверждена стандартная схема камуфляжной окраски для подводных лодок, действующих в Средиземном море. Она представляла собой пятна темно-коричневого цвета (с зеленым отливом) неправильной формы с закругленными краями на светлом серо-голубом фоне и стала своего рода компромиссом между двумя предыдущими схемами, в котором, по мнению Эрминио Баньяско, «концепция маскировки, или уменьшения заметности лодки за счет сливания ее силуэта с окружающей средой, преобладала над камуфляжем, результат которого было почти невозможно реализовать на таких специфических кораблях, каковыми являются подводные лодки».
Надо отметить, что стандарт задавал лишь общие критерии окраски, но все лодки красились по индивидуальным эскизам. Новая окраска обычно наносилась во время продолжительных ремонтов в арсеналах военно-морских баз. По возвращении из похода камуфляж, как правило, подновлялся при помощи подручных средств, при этом исходные границы более темных пятен зачастую непреднамеренно искажались, что можно заметить, сравнивая фотографии одной и той же субмарины, сделанные в разное время. На некоторых лодках первоначальный рисунок камуфляжа во время последующих ремонтов полностью изменялся, оставаясь при этом в рамках стандартной схемы.
Отдельные подлодки в определенные периоды несли экспериментальную или нестандартную окраску. Например, «Шире» накануне своего первого боевого похода в качестве носителя штурмовых средств в сентябре 1940 года, по инициативе своего командира, капитана 2 ранга князя Валерио Боргезе, была окрашена в светло-серый цвет, на который нанесли темно-серый силуэт парусно-моторного баркаса, типичного для Средиземноморья. Подводные лодки, совершавшие переход из Массауа в Бордо весной 1941 года, несли контрастный камуфляж в виде геометрических фигур (в основном – треугольников) более темного цвета, чем основной тон корпуса и рубки.
Несмотря на принятие стандарта, далеко не все итальянские подводные лодки, действующие на Средиземном море, были закамуфлированы; некоторые сохраняли довоенную однородную окраску до начала 1943 года.
В период кобеллиджеранцы (1944-1945 гг.) от камуфляжа постепенно отказались, и подводные лодки окрашивались целиком либо в светло-серый, либо принятый у союзников темно-серый цвет с выраженным металлическим отливом. К концу войны некоторые итальянские субмарины, подобно британским или американским, несли двухцветную схему окраски: темно-серая нижняя часть корпуса и светло-серая верхняя часть с ограждением рубки. Начиная с 1944 года, для облегчения опознавания на боковые стенки ограждения рубки стали наноситься двухбуквенные идентификационные коды тускло-белого цвета, которые сохранялись и после войны вплоть до списания лодок.

"Ониче" и "Адуа" в Поле в марте 1941 года. Вероятно, это и есть камуфляж с применением контрастных цветов.

"Аркимеде" входит в гавань Бордо после перехода из Восточной Африки, май 1941 года. лодка несет нестандартный камуфляж в виде ломаных фигур
|
</> |