О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-ffb293.jpg?from=http://l-stat.livejournal.net/img/userinfo.gif?v=17080?v=136.2)
Окончив Академию художеств, Васнецов начинал как жанрист, бытописатель, мастер рассказа, показывая свои полотна на передвижных выставках художников. Его работы «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма» и другие имели успех у публики и похвальные отзывы коллег.
![Ð. ÐаÑнеÑов Ð. ÐаÑнеÑов](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-84e2d5.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/66958/281515157.44/0_142f58_5e712b22_XL.jpg)
В. Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876
![Ð. ваÑнеÑов Ð. ваÑнеÑов](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-38ad75.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/39073/281515157.44/0_142f59_f71c4f04_XL.jpg)
В. Васнецов. Военная телеграмма. 1878
![Ð. ÐаÑнеÑов Ð. ÐаÑнеÑов](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-e4cc79.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/64820/281515157.44/0_142f5a_98481898_XL.jpg)
В. Васнецов. Нищие певцы. 1873
![Ð. ÐаÑнеÑов Ð. ÐаÑнеÑов](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-ccd8bd.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/68668/281515157.44/0_142f5b_3b6cc98e_XL.jpg)
В. Васнецов. Преферанс. 1879
Однако вскоре Васнецов оставил жанровую живопись, в которой преуспел, и обратился к исторической картине, написав полотно «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Во время его создания он работал с литературными источниками, изучал костюмы и вооружение.
Картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами» осталась незамеченной на передвижной выставке, на которой демонстрировалась, потому что все тогда были увлечены бытовой живописью. Однако эта работа Васнецова была необычной, интересной. Николай Николаевич Третьяков говорил о ней в 1980-х годах на лекциях в Суриковском институте: «Картина не имеет драматургического действия: все ее лица показаны мертвыми. Самой битвы, в отличие от картин Сурикова, который изображал баталии, события, драмы, здесь нет… Картина является интересной композицией, поэтически, романтически раскрывающей военный сюжет, битву. Причем Васнецов очень близко подходит к поэзии «Слова о полку Игореве», к его образам, что оценил Павел Чистяков, увидевший в авторе живописной работы будущего поэта русской истории».
Еще одна работа Васнецова – «Витязь на распутье».
В конце XIX столетия, в одно время с репинской работой «Иван Грозный убивает своего сына», Виктор Васнецов показал свою картину «Царь Иван Васильевич Грозный». Если у Репина показана психологическая драма, то работа Васнецова строится в форме исторического портрета, вертикального по композиции. Иван Грозный изображен в момент, когда он спускается по лестнице.
![Ð. ÐаÑнеÑов Ð. ÐаÑнеÑов](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-0b5eec.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/66659/281515157.44/0_142f5e_97c114b3_XL.jpg)
В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897
![О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-331a44.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/26292/281515157.44/0_142f61_20a5a7d9_XL.jpg)
М. Герасимов. Иван Грозный. Портрет-реконструкция
![О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова О жанровых и исторических картинах Виктора Васнецова](/images/main/o-janrovih-i-istoricheskih-kartinah-viktora-vasnecova-83a91a.jpg?from=https://img-fotki.yandex.ru/get/45245/281515157.44/0_142f60_4f9aa62a_XL.jpg)
Иван Грозный. Титулярник
Композиция картины Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» интересна тем, что художник показывает портрет с разных точек зрения: снизу, сбоку, сверху, что совершенно необычно. Николай Николаевич Третьяков говорил: «Компоновка очень высокого уровня! Так не компоновали в XIX веке, потому что художниками тогда бралась какая-то одна точка зрения. Любопытно, что «Портрет Ермоловой», сделанный Валентином Серовым позже, построен на том же приеме.
Серов тоже дает разные точки зрения на стоящую фигуру, что композиционно обогащает работу. В кинематографических источниках говорится, что киномонтаж начинается в живописи с серовской «Ермоловой». Так, например, считал Сергей Эйзенштейн, который, на самом деле, просмотрел «Грозного» Васнецова, где впервые был дан в картине монтажный синтез! Потом подобный прием повторял Андрей Рябушкин, а Валентин Серов использовал много позже, может быть, и независимо от Васнецова, хотя вряд ли, поскольку Васнецов был популярен, а его открытия не могли не повлиять на развитие искусства».
|
</> |