О фантастически выгодном надувательстве в социальных сетях
a-nalgin — 05.03.2017Нас всех надули! Это просто не может столько стоить. Раздули ажиотаж на ровном месте, чтобы правильные пацаны окэшились и озолотились.
Подобные мысли посещают теперь не одну светлую голову. И порой в ещё более крепких выражениях выплёскиваются на страницах социальных сетей, где пользователи пытаются понять, как такое вообще могло произойти. Меж тем сам предмет разговоров продолжает расти в цене.
Что ж, бывает...
Первоначальное публичное размещение акций американской Snap Inc., разработчика и владельца мобильного сервиса Snapchat, прошло в России практически незамеченным даже в профессиональном сообществе. На Западе же оно остаётся темой номер один для экономистов и финансистов. Не каждый день бывает, чтобы IPO приносило такие фантастические доходы владельцам компании.
Вначале – сухие данные биржевых сводок. Акции Snap были размещены на NYSE по цене 17 долл. за штуку. В первый день торгов, 2 марта, они взлетели на 44% и закрылись на отметке 24,48 долл. Капитализация Snap превысила, таким образом, 33 млрд долл., оказавшись даже выше, чем у Twitter. Можно ли считать её дутой?
Надо сказать, Snapchat – это один из самых загадочных сервисов. Формально он предназначен для мгновенного обмена сообщениями, которые содержат текст, фото и видео. Но его фишка – самоуничтожение присланных сообщений после первого же просмотра получателем, либо спустя сутки после отправки. То есть, если адресат открыл видео от своего друга, но было шумно и он ничего не услышал, то больше ничего и не услышит. То же самое и с текстом, и с фото. Мгновенная аннигиляция.
Непонятно почему, но этот мессенджер для быстрых и решительных оказался востребованным, особенно у миллениалов. Число его ежедневных пользователей достигло 160 млн чел. и оказалось больше, чем у Twitter. Впрочем, бесспорным рекордсменом остаётся Facebook.
Стоит заметить, что конверсия активных пользователей в реальные доходы остаётся слабым местом соцсетей и мессенджеров. Так, убыток Snap вырос в прошлом году до 515 млн долл. против 373 млн долл. годом ранее. А выручка компании в прошлом году составила 404,5 млн долл. Тем не менее, ажиотажу при IPO это не помешало.
И теперь Snap Inc. – это пример фантастического успеха основателей и первых инвесторов.
Сервис Snapchat был создан в 2011 году тремя студентами Стэнфордского университета – Эваном Шпигелем, Бобби Мерфи и Френком Брауном. Несколькими месяцами позже в их проект вложил около 500 тыс. долл. крупный венчурный инвестор, компания Lightspeed Venture Partners. В течение 2012 года общая сумма её инвестиций возросла до 8 млн долл.
И теперь первые инвесторы пожинают заслуженный урожай, превращаясь в миллиардеров.
В принципе, рост инвестированного капитала в 166 раз по сравнению с первоначальными вложениями – не самый фееричный результат в мире венчурного бизнеса. Но это, бесспорно, удача для бизнес-ангела, а также для отцов-основателей.
Тем не менее, это хороший повод задуматься о степени надутости рыночных оценок отдельных компаний. Кажется противоестественным, что социальная сеть Facebook или интернет-магазин Amazon котируются едва ли не дороже, чем нефтяной гигант Exxon Mobil. Но такова суровая реальность постиндастриала, когда репосты и лайки ценятся дороже реальных товаров. И когда превышающие выручку убытки лишь добавляют пыла покупателям акций виртуальных бизнесов. Таким образом, социальный капитал теперь побеждает и производственный, и финансовый.
Если всё это кажется надувательством, то не слишком ли долго оно длится? И почему бы ловким людям не заработать на нём?