О дивных вкусах советской аристократии времён расцвета СССР
a_nalgin — 12.08.2018Официально Советский Союз был страной пуританской. Что и вылилось однажды в знаменитый вскрик дамы из народа: «В #СССР секса нет!». И правильно, ибо нечего всякими фривольными занятиями отвлекать людей от строительства коммунизма.
Однако всё менялось, когда речь заходила о внешнем потребителе. Особенно – западном. В умении эксплуатировать sex sells социалистические маркетологи ничуть не уступали капиталистическим. Тем более, когда к их усилиям присматривались на самом верху. Тут уж надо было из кожи вон вылезти, но качественно потрафить главному заказчику.
Что и показывает верхняя картинка.
На ней изображён рабочий момент подготовки стенда Волжского автозавода к открытию Международного автосалона в Нью-Йорке 1973 года. Фотография сделана 6 апреля, за день до начала работы этого автошоу. Модель в меховой накидке и соболином бикини получает последние наставления, как лучше показать товар лицом. И другими частями тела.
Надо сказать, демонстрация вазовской продукции в #США была событием политическим, и высочайшее внимание к ней было обеспечено. Менее чем за год до этого, 18 мая 1972 г., американский президент Ричард Никсон первым из лидеров свободного мира прилетел в Москву. Итогом его визита стало в том числе заключение российско-американского межправительственного Соглашения о торговле (подписано в Вашингтоне пять месяцев спустя). Оно открыло российской продукции тропинку на гигантский даже по тем временам потребительский рынок Соединённых Штатов.
Нью-Йоркский автосалон стал едва ли не первой крупной экспозицией за океаном, где можно было продемонстрировать знаковые достижения развитого социализма. Главным тут было не ударить в грязь лицом, тем более, что базовая модель уже начала устаревать к тому времени. Вот и потребовалось сместить акценты.
Правда, смещение вышло не совсем удачным. Для пикантных занятий на заднем сидении ни ВАЗ 2101, ни ВАЗ 2103, представленные на фото, не подходили от слова совсем. А первый нефтяной кризис, побудивший американское автомобилестроение сместить акцент на экономию топлива, случился лишь через полгода…
В общем, предмет зависти и гордости советских людей, переделанный Fiat 124, на заокеанском рынке не выстрелил. Но наверняка сама экспозиция произвела разрыв шаблона у посетителей: как это неизменно застёгнутые на все пуговицы Советы могли быть столь откровенны?
Тем более, что даже для западноевропейских потребителей они делали вполне целомудренную рекламу в те годы.
Но присмотримся ещё раз к модели – не к железной, вазовской, а ко вполне человечной, из плоти и крови. Её облик – ботфорты, соболя, папаха и, разумеется, уникальное бикини для сурового сибирского лета – изящно обыгрывает все тогдашние американские стереотипы касательно СССР (про балалайку, водку и мишку лучше не упоминать: это был мужской, а не женский имидж). Так что невольно возникает вопрос: быть может, это всего лишь троллинг такой, и чувство юмора советским бонзам было не чуждо?
Или всё гораздо проще, и дива в стиле cossack всего-навсего отражает обычные,Ю типичные, т.е. дурные вкусы тогдашней советской аристократии?