О миролюбивой России, крепко «получившей по зубам»
a_nalgin — 08.08.2018Для одних это была классическая «маленькая победоносная война». Для других – предмет неиссякаемой гордости, символ решительного отпора надменному соседу, что сунулся и «получил по зубам». Для третьих – своеобразный Рубикон, после которого рухнули последние преграды для агрессий и аннексий.
Вот уже 10 лет идут эти споры, и конца им не видно. Хотя совершенно бесспорно одно: эти пять августовских дней действительно возымели далеко идущие последствия. Причём не только для России…
Даже названия у них единого пока нет. Операция по «принуждению к миру». «Пятидневная война». «Война 08.08.08». Это всё об одном и том же. О событиях августа 2008 года в Южной Осетии и Грузии.
Даже их канва вызывает жаркие дискуссии. С одной стороны, усиленно продвигается версия, что грузинский президент Михаил Саакашвили, потеряв берега, решился на силовую операцию по возвращению в состав страны Южной Осетий в расчёте на то, что #Россия, выполнявшая там миротворческую миссию согласно мандату СНГ, просто не успеет вмешаться. С другой говорят о том, что предшествовавшие события нельзя исключать из контекста, и что Россия давно готовилась именно к такой – военной – развязке. Косвенным подтверждением последнего может служить тот факт, что массированный обстрел грузинами южноосетинской столицы Цхинвали начался примерно в 23:40, а уже через полчаса авангард российской 58-й армии входил на территорию непризнанной республики через Рокский тоннель. И на карту боевых действий можно взглянуть тоже, чтобы понять, что российская сторона действовала по отработанным сценариям.
А потом была настоящая война. Кровопролитная с обеих сторон. Весь мир облетели кадры, как побледневший Михаил Саакашвили жевал галстук. Потому что российские войска дошли почти до Тбилиси и остановились в одном шаге от него. По словам тогдашнего президента и верховного главнокомандующего Дмитрия #Медведева, потому что задачи поменять режим в Грузии тогда не стояло. По мнению другого действующего лица, #Россия не смогла развивать наступление, потому что грузины «не сдались на милость гораздо более сильному врагу, а что есть сил дали ему по зубам». Истина, возможно, лежит где-то посередине…
Непреложный факт состоит в том, что тогдашняя российская #армия оказалась неэффективной, плохо управляемой и слабо выученной. Потери России в «Войне 08.08.08» были существенными и абсолютно неприемлемыми с точки зрения как ограниченных масштабов конфликта, так и общего невысокого уровня Вооружённых сил противоположной стороны. Грузинская армия в то время активно реформировалась, и американские инструкторы просто не успели как следует натренировать всех военных. Тем не менее, она, огрызаясь, наносила болезненные удары, и разгром штабной колонны (!) командующего 58-й армией Анатолия Хрулёва – лишнее тому подтверждение. Кстати, по свидетельству очевидца, боевой генерал бежал с поля боя впереди всех.
По итогам конфликта потери российской стороны составили 67 (по другим данным 72) погибших военнослужащих и 283 раненых. Ещё хуже была ситуация с ВВС. Авиация потеряла дальний бомбардировщик Ту-22М3, два фронтовых бомбардировщика Су-24М, три штурмовика Су-25. Ещё три штурмовика Су-25 были списаны после полученных повреждений. Фактически Будённовский авиаполк терял – вместе со списанными – один самолёт на 17 боевых вылетов, это уровень лета 1941 года, совершенно абсурдный для современной авиации, тем более действующей против слабой ПВО. Словом, начавшаяся масштабная реформа и перевооружение армии – первое следствие «Войны 08.08.08».
Но были и другие. По итогам «Принуждения Грузии к миру» от неё были отторгнуты два куска территории. Да, по факту они давно отделились от метрополии, но всё же это был первый прецедент насильственной смены государственных границ на постсоветском пространстве. И мировое сообщество его проглотило, отделавшись заключением Комиссии Тальявини о том, что применение Грузией силы в Южной Осетии не было оправданным с точки зрения международного права, тогда как Россия имела право отразить нападение на своих миротворцев средствами, пропорциональными угрозе, и лишь перенос боевых действий вглубь территории Грузии явился нарушением международного права, впрочем, быстро прекратившимся.
Фактически это двойственное заключение было воспринято Кремлём как негласное одобрение некоего права на защиту собственных интересов на территории бывшего #СССР. И без малого шесть лет спустя случился #Крымнаш…
Вы довольны такими последствиями «Войны 08.08.08»?
|
</> |