О цветной полиграфии в СССР.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![О цветной полиграфии в СССР. О цветной полиграфии в СССР.](/images/main/o-cvetnoy-poligrafii-v-sssr-1905d1.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f4/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A6%D0%9D%D0%94-32_%D0%B8_%D0%94%D0%A1-4.JPG/640px-%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%A6%D0%9D%D0%94-32_%D0%B8_%D0%94%D0%A1-4.JPG)
Читал тут пост о советских фото и вспомнил некоторые интересные вещи из тех времен.
Году в 84-м гостил я у московского приятеля, программиста, и неожиданно для себя узнал, что он еще и фотографией подрабатывает, причем на вполне профессиональном уровне. Например, у него вышел альбом с видами Кавказа.
Фотография меня тогда не очень волновала, было много других, гораздо более насущных проблем, но заинтересовали некоторые технические подробности.
По его словам, в центральные издательства можно было сдать цветные фото только на Kodak, в областных со скрипом брали на ORWO, а на советской пленке не брали нигде.
Вот те раз! И это я еще не знал тогда про "подвиг разведчика", скоммуниздившего технологии цветного фото в США. Не пошло ворованное впрок...
В магазинах никакого Kodak, само собой, не было, приятель говорил, что ограниченное количество можно было получить под договор с издательством. А не хватило - на "черный рынок"!
И снимал он совсем не на "Зенит", а на натуральный Nikon. Который обошелся ему в нехилую сумму, что-то около 1500 руб.. Годовая зарплата простого советского инженера!
Я, конечно, спросил: а на фига? Ведь за эту сумму можно купить целую тележку советской фототехники (лучшей в мире, как до сих пор думают некоторые). Ответ был простой: надежность. Тележку оборудования не только можно купить, но и придется таскать с собой на случай поломок. Так что лучше один аппарат, но хороший.
После этого интересного рассказа я задумался: а почему ж тогда советская печатная продукция так заметно отличается от западной? И не только от западной. Советские издательства нередко заказывали печать, к примеру, художественных альбомов в соцстранах (ГДР, Чехословакия и т.д.), так подобные издания тоже можно было отличить невооруженным глазом.
В то время я как раз работал с питерским заводом "Полиграфмаш" и решил расспросить тамошних ребят, как в советской стране обстоит дело с цветной печатью. Оказалось, что примерно так же, как с пленкой: центровые типографии признают только западное оборудование, а наше, советское (его делали в Рыбинске) удается втюхать только второстепенным. Краски для цветной печати тоже массово импортировались, да и бумага часто была финская.
То есть все кругом импортное, а результат все равно получался отличный от других!
Как тут не вспомнить хороший анекдот про ВАЗ?!
Компания Мерседес выкупила АВТОВАЗ и решила выпускать в России мерседесы.
К удивлению немцев с конвеера стали сходить ЖИГУЛИ.
Немцы демонтировали оборудование и поставили новейшие станки. В результате все равно с конвеера сходят ЖИГУЛИ!
Немцы прифигели, снесли завод и построили самое современное в мире предприятие по выпуску авто. Но с конвеера все равно выходят ЖИГУЛИ!
Тогда немцы уволили весь русский персонал и привезли своих рабочих. С конвеера все равно сходят ЖИГУЛИ...
За заводом, на могильном холмике сидят бывшие гендиректор Автоваза и главный инженер завода и пьют водку. Бывший главный инженер говорит бывшему ген. директору:
- Я же говорил, что место проклятое! А ты - "руки из жопы", "руки из жопы"...
P.S. Кстати, читал в свое время статью о том, что распостранение цветной фотографии сильно подкосило фотолюбительство в СССР. Типа ч/б стало немодно, а работа с цветными материалами оказалась не по зубам большинству любителей.
И в самом деле, работа с ч/б пленками на порядок проще. Мне подарили "Смену" на день рождения то ли в 10, то ли в 11 лет, и даже в таком возрасте я смог самостоятельно разобраться с технологическим процессом. Обрабатывать же на дому цветные пленки с их очень строгими требованиями - это для очень больших энтузиастов. А общедоступные лаборатории появились только в постсоветские времена.
P.P.S. Похожая история была с цветными кинескопами. Все замечали, что на иностранных кинескопах цвета почему-то ярче и чище. Каково же было мое удивление, когда уже во времена "гласности" я прочитал, что бОльшая часть люминофоров в СССР импортируется!
P.P.P.S. До кучи - рассказ того же приятеля, о том как его друг, тоже фотограф, устроился помощником к американскому корреспонденту. Напомню, что речь про начало 80-х, "холодная война" в разгаре.
Уж не помню, где они встретились, но американец сказал: "Слушай, мне нравятся твои фото! Сам я фотографирую не очень, но у меня есть бюджет на помощника, пойдешь?"
А вступать в трудовые отношения с совгражданами иностранные кореспонденты могли только через Управление поддержки дипломатического корпуса (УПДК) МИДа. Само собой, заправляли в этом управлении не столько мидовцы, сколько чекисты. Они, услышав, что американец хочет взять кого-то со стороны, уперлись рогом - дескать, у нас полно своих проверенных кадров, выбирайте любого. Проверенных во всех отношениях, я полагаю. Но американец тоже уперся: хочу этого, и все, нравится мне, как он снимает! Бодались несколько месяцев, в конце концов чекисты сдались. Вызвали фотографа к себе, заставили его подписаться на регулярную сдачу отчетов и дали таки разрешение на работу. По тем временам место было завидное, американец платил аж 500 руб.!
|
</> |