О четырех «я» в истории философии.
new_rabochy — 14.06.2024
В истории философии существуют четыре «я».
1) «Я» мыслю, следовательно существую Декарта
2) «Я» не хочу ничего в тебе признавать Штирнера (я хочу тебя
использовать)
3) «Я» это весь мир Фихте
4) «Я» абсолютного знания Гегеля
Все эти четыре принципиально отличны, и с точки зрения
«феноменологии духа», и с точки зрения истории философии:
«Я» Декарта есть я как мысль: созерцание собственной субъективности
в качестве сущности всех предметов и достоверное знание о предметах
в виду достоверности самого себя.
«Я» Штирнера есть негативное или конечное самосознание, так как оно
есть нигилизм,- овладевание, поглощение, подчинение, модернизация
и, новое разрушение мира наличных предметов, то есть такое, которое
не предполагает равенства с некоторым другим «я», не предполагает
признания и бесконечного равновесия многих субъектов в некотором
универсуме.
«Я» Фихте есть преодоление нигилизма. Это свободный субъект,
снявший внутри себя наличное бытие и потому созерцающий мир как
потенциальное равенство самому себе, достигший «Понятия» мира. Если
у Штирнера «я» есть только конечное, нигилистическое самосознание,
то Фихтеанское «я» есть абсолютное (аннигилентное) и
бесконечное.
«Я» Гегеля заключается в том, что абсолютное «я» есть «абсолютная
интерсубъектность», понятие духа, оно есть процесс полагания и
снятия мира в самосознании, как абсолютное знание, есть результат
доведения самосознания до высшей степени интенсивности как
абсолютной идеи.
В этих, указанных «я», собственно говоря, и заключается вся история
философии.
https://vk.com/wall-186985692_4540
|
</> |