О чем проговорился Варламов - или еще раз о "дружественном городе"

топ 100 блогов anlazz12.12.2019 О чем проговорился Варламов - или еще раз о дружественном городе Главный жежешный урбанист – т.е., Варламов – недавно выпустил небольшой пост , посвященный «событиям французской жизни». А точнее – сносу квартала в парижском пригороде под удивительным названием «Сите Гагарин». Ну да – в 1960 годы, на волне советского космического успеха, имя первого космонавта звучало по всему миру, поэтому удивляться тому, что французские застройщики назвали так свой новый район не приходится. Тем более, что – как пишет тот же автор - в Иври-сюр-Сен (т.е., указанном предместье Парижа) коммунисты были у власти с 1925 года, а сам Сите Гагарин предназначался для живших там рабочих. (Жилье тут субсидировалось.) Ну, и в довершении ко всему, сам Юрий Алексеевич приезжал на открытие данного проекта, посадив там традиционное дерево. Что, опять-таки, показывает тот факт, что СССР в 1960 годах находился на пике мирового интереса…

В общем, все начиналось очень и очень хорошо. Причем, не только для квартала, но и для его обитателей. Которые, как уже говорилось, представляли собой французских рабочих, переселявшихся из практически трущобного типа жилья (которое господствовало в Европе до Второй Мировой войны) в современные комфортабельные квартиры с канализацией, водопроводом и отоплением. Да, это не только «убогие совки» радовались своим хрущевкам, но и обитатели «прекраснейшей страны кафе и виноградников». Поскольку для многих из них та же батарея центрального отопления (да, в Сите Гагарин были именно они) выглядела таким же чудом, как и для русских крестьян чудом. Поскольку ранее эти люди должны были думать о том, как бы по дешевле купить уголь для отопления (с дровами в Европе всегда было плохо). Поскольку даже в Париже 1950 годов значительное число зданий отапливалась печами и каминами, а уж о провинциях и говорить нечего.

В любом случае, изначально будущее «квартала Гагарина» выглядело блестящим: в 1960-1970 годах число рабочих во Франции возрастало, при этом уровень их «бытовой культуры» был достаточно высоким для того, чтобы позволять им прекрасно существовать в рамках подобных жилых комплексов. Однако наступили 1980 годы – и вместе с ними пришел т.н. «правый реванш», известный, в основном, по правлениям Рейгана-Тетчер, но в действительности затронувший все страны мира. В том числе, и Францию, где с указанного времени началось сворачивание промышленного производства и одновременно – массовая миграция в страну жителей африканских государств. Сочетание этих двух факторов по сути, и стало приговором «Гагарину». В том смысле, что не имеющие постоянного места работы мигранты очень быстро превратили данный жилой комплекс в то, во что они обычно превращают места своего обитания – в свинарник.

Тут я еще раз хочу сделать очень важный акцент: сказанное выше не означает того, что африканцы есть какие-то «недочеловеки», неспособные к жизни в «приличном месте». Тем более, что в данном случае речь идет, в основном, о жителях Магриба – который по древности культуры превосходит саму Францию. Дело в другом. В том, что эти самые люди изначально было лишены возможности получения постоянного рабочего места, и вынуждены были довольствоваться случайными заработками. А то и «жизнью на пособии», которое – вопреки разглагольствованию позднесоветской интеллигенции – всегда было крайне невелико. На этом фоне криминал, как таковой, должен был возникнуть по определению. В качестве примера можно вспомнить тех же российских «босяков» - т.е., сезонных или поденных рабочих, которые легко могли перейти от честного труда к «бесплатному присвоению имущества». (Это хорошо написано у тех же Гиляровского с Горьким.) То есть, даже «культурное различие мигрантов» - на которое любят «давить» в подобном случае – тут оказывается далеко вторичным.

* * *

В любом случае, итог был печален: дома были практически уничтожены – до такой степени, что оказалось проще их снести, нежели превращать во что-то приличное. То есть, с французским «Гагариным» произошло то же самое, что и с известным американским кварталом Прюитт-Айгоу, построенным примерно в то же время (и по той же «модели»). Последнее очень любят приводить правые в качестве примера «плохости» советской модели застройки: дескать, «бетонные коробки» неизбежно порождают свинство и криминал. Однако, в отличие от Прюитт-Айгоу, Сите Гагарин позволяет увидеть истинную причину подобной разрухи, состоящую в том, что «маргинализованные элементы» всегда заводятся там, где отсутствует постоянная занятость. Поскольку пока в указанных многоэтажках жили рабочие – «настоящие» рабочие, имеющие постоянное рабочее место – эти дома ни в какие трущобы не превращались. (В Прюитт-Айгоу же изначально заселялось «полумаргинализованное» население, должное – по мнению устроителей – самостоятельно заботится о том, чтобы находить работу. Поэтому они уже к концу 1960 стали «жилищным адом».)

В общем, подводя итог вышесказанному, можно еще раз сказать, что все пресловутые «урбанистические идеи» - то есть, концепции, состоящие в том, что «место проживания формирует характер человека» - изначально оказываются не просто неполными. Но критически неполными, поскольку исключают из себя важнейшую составляющую человеческого бытия – работу. То есть, то самое действие, которое, по сути, и превращает особь вида homo sapiens в человека, как такового – т.е., в участника всеобщего созидательного труда. А уже через это – и в личность, для которой кидать из окон мусор, рисовать на стенах, бить лампы и обчищать карманы случайных прохожих есть совершенно непозволительное действо.

Еще раз: ни лавочки, ни «общественные пространства», ни велосипедные дорожки и «модные кафе», и даже ни пресловутая «воспитательная работа» (хотя и она важна) по существу, формируют «ответственного горожанина». А факт ежедневного посещения индивидуумов своего рабочего места – при условии, что последнее полностью обеспечивает его потребности в средствах. Поэтому если этот момент отсутствует (работы нет), то требуются огромные усилия для того, чтобы хоть как-то загнать данного субъекта в рамки. Причем, на самом деле это будет только внешняя видимость «рамок» - как происходит с огромным количеством маргиналов по всему миру. Для «держания в узде» которых требуется не менее значительная «армия» полицейских и других механизмов репрессирования. (Начиная от частных охранных агентств и заканчивая пресловутыми «эскадронами смерти» в Латинской Америке.)

* * *

Ну, и разумеется, большая часть популярных «урбанистических решений», включая столь любимую «урбанистами» квартальную застройку, на самом деле решает ту же самую, «репрессивную» задачу. Ведь действительно: сплошная «стена» строений значительно ограничивает возможности для перемещения маргиналов, превращая их в уязвимые цели для «репрессоров». (Ну, и заодно, исключает возможности для них устраивать «засады» случайным прохожим.) Поэтому в пресловутых «кварталах» в центре города, да еще и при условии наличия «частного бизнеса» на первых этажах (что по умолчанию предполагает усиленную охрану), современный человек действительно чувствует себя комфортнее, нежели в микрорайонах. Однако к, собственно, градостроению это если и имеет отношение – то только отрицательное.

Поскольку в данном случае очевидно, что в жертву задаче «обуздания маргиналов» приносится все остальное – начиная с удобства жилья и заканчивая логистикой. Более того, собственно, именно успешность «демаргинализации» в современном мире оказываетсяч главным фактором престижности проживания: практически во всех странах наиболее «дорогие» кварталы отличаются от «дешевых» только этим. (Самый «верх» – закрытые охраняемые кварталы для богатых, самый «низ» – обиталище пресловутых мигрантов.) А значит, будучи лишенной базисного элемента своего бытия, вся современная урбанистика, по сути, выступает профанацией. И, что самое интересное – ее адепты (вроде Варламова) если не прямо об этом знают, то, по крайней мере, догадываются. (Что прекрасно видно из приводимого поста, в котором прямо указывается, кто и почему превратил комфортный жилой квартал парижского предместья в трущобы.)

Поэтому все «урбанистические потуги» на создание «комфортных городов», в конечном итоге оказываются чистой фикцией. В том смысле, что без решения базового вопроса – т.е., без создания стабильной системы рабочих мест – ни о каком создании «дружественного к человеку города» речи идти не может. Ну, а поскольку указанный «базис» для «урбанистов» запрещен тезисом об обязательной «свободе частного предпринимательства», то, думаю, говорить о какой-то ценности всех «урбанистических идей» так же будет полной бессмыслицей.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Кстати. Вероятно, в честь праздника меня зафрендила Кристина Потупчик. Спасибо, Кристина, что интересуетесь, я Вас тоже зафрендил. А вы все неудачники ...
Врачи и педагоги, при участии политических активистов, всего около 20 человек, снова перекрыли Тверскую. Аналогичная акция прошла несколько дней назад , тогда обошлось без винтажа, сегодня задержали более десяти человек, одному из них после потасовки с полицией потребовалась медицинс ...
Директор-распорядитель МВФ Кристиан Лагард назвала главные риски мировой экономики . Данное откровение даёт полное и абсолютное объяснение, почему странам, выполняющим рекомендации МВФ, становится только хуже Оцените сами, вот они - эти риски: Политические Отток капиталов Паден ...
Ну, в общем, вот... Можете поздравлять меня, всю такую замечательную и никогда не умирающую от лишней скромности, с тем самым днем))) А я скажу, что безумно люблю каждого из вас в отдельности и всех вместе и благодарна судьбе и создателям ...
Посмотрел фильм «Покидая Неверленд» о том, что Майкл Джексон был гнусным педофилом. Если честно, то мне никогда не нравился ни Майкл Джексон, ни его песни, ни те, кто на него наезжали. Основание для просмотра фильма было одно – этот фильм вначале заявили для показа на первом ...