о чем мы молчим в диалоге: питчинг "Мастерской Брусникина" ("Павлик Морозов —

топ 100 блогов _arlekin_21.07.2025

Пятый ежегодный "питчинг" отметившей недавно десятилетие "Мастерской Брусникина" - не в Переделкино на этот раз, к сожалению -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4690177.html

- а в Хамовниках, и с читками, которые лично на меня впечатление произвели не самое благоприятное; то есть первую часть я просидел на лавочке во дворе La'театра, потому что в фойе и втиснуться невозможно было, и находиться там не было никаких физических сил; а вторую провел под сдувающим со стула кондиционером, когда после набора совершенно несносной бабской графомании (жертвы якобы "насилия" описывали свой опыт в полном соответствии с диктатом "фемповестки" и прочими благоглупостями, которые в свете доминирования вокруг сугубо "традиционных ценностей" звучали неуместно и глупо вдвойне) представили в несколько театрализовано-интерактивном варианте фрагмент свежего опуса Рагима Джафарова, чей "Сато" уже инсценирован Театром Наций -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4889960.html

- и видимо следующая постановка не за горами, хотя до чего же скверная на слух (и абсолютно эпигонская, манипулятивная, какая-то демонстративно, нагло-бессмысленная) беллетристика!.. А вот ради эскизов приходить стоило тем не менее, несмотря на то, что технические паузы между ними занимали гораздо больше времени, чем собственно показы... - все четыре были по-своему интересны, правда в меньшей степени, на мой взгляд - как раз тот, что победил в результате голосования (участники "Мастерской..." отдавали каждый по голосу, от зрителей шел единственный общий, насколько я понял), эскиз Сергея Щедрина по "Черной пурге" Анастасии Букреевой, пусть в нем намечен отличный актерский дуэт Ильи Барабанова и Юлии Джулай, но в лучшем случае может получиться (если ошибусь - с радостью признаю неправоту своих нынешних предположений!) еще одна "Черная пурга", а я их видел уже две, Дениса Азарова и Филиппа Гуревича, при том даже с миллионным (а именно таков призовой фонд питчинга) бюджетом едва ли удастся преподнести "Черную пургу" зрелищнее, чем уже сделал Азаров в Электротеатре Станиславский, и композиционно усложнить, нагрузить структурно больше, чем Гуревич (который ее "перегрузил", от чего пьеска сама по себе не стала ни оригинальнее, не содержательнее).

Самый интересный и в концептуальном, и в чисто театральном плане для меня - эскиз "Авдотья Рязаночка", реж. Анжелика Катышева: текстовая основа - былинная, фольклорная (я бы уточнил - псевдо-фольклорная... ну да бог с ним, с этим т.н. "русским фольклором", сочиненным еврейскими учеными в тишине кабинетов столичных библиОтек…), театральная эстетика - перформативная, напоминающая о лучших временах в творчестве Дмитрия Волкострелова (такое лишь в первом приближении парадоксальное соединение "Русского романса" с "Русской смертью"...), жанровое самоопределение режиссер(ки)а - "славянское буто", чтобы оно, это буто, и у японцев ни значило (терминология всяко не бессмысленнее т.н. "русского фольклора"...), осмысленное использование видеоинсталляции, поиск нетривиальных мизансценических и пластических решений налицо... в эскизном варианте - отлично, на мой вкус, но, во-первых, не факт, что в сколько-нибудь полноформатном виде идея не потерялась бы и фантазии создателей хватит на более-менее "ликвидный" с точки зрения коммерческого проката хронометраж, а во-вторых, сомнительно, что такой "продукт" способен доказать именно в "коммерческом" аспекте свою востребованность... пусть и жаль, что так.

Самый прикольный, опять же для меня - однозначно "Павлик Морозов - суперзвезда", реж. Мирослав Лашкевич, но тут много пристрастного, личного, и вдобавок поколенческого, возрастного; разумеется, Павлик Морозов - по сей день в Лету не канувший мифический персонаж, становившийся в новейшие уже времена героем театральных постановок -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2790524.html

- но здесь речь идет о фактически любительской шутке, порожденной неформальной интеллигентско-молодежной субкультурой СССРовских 1970-х (группа "Гуманизм Левинсона"), когда нескольким "просвЯщенным" студентам как-то бог послал записанную на пластинку рок-оперу Эндрю Ллойд Уэббера, и вдохновленные молодые совинтеллигенты положили на мелодии ее всемирно-шлягерных зонгов собственные тексты, сюжетно додуманные на основе местной литературно-политической официозной мифологии, в результате чего Павлик Морозов (типа Иисус) сталкивался с Макаром Нагульновым (Пилатом) и становился жертвой Плохиша (Иуды) - распевая всем перечисленным "колхозом" хитовые арии и хоры. Попутно стоит вспомнить, что доныне идущую в Театре им. Моссовета постановку Павла Хомского оригинальной, но в переводе на русский, конечно, рок-оперы, которую я не так давно пересматривал -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4704778.html

- на момент премьеры упрекали в "религиозной пропаганде", а на теперешнем этапе существования спектакля в "оскорблении чувств верующих" обвиняют, и это на протяжении "всего-навсего" 35 лет произошла такая мутация контекста; что ж говорить, если "Павлик Морозов - суперзвезда", идея которого восходит аж к 1970-м, требует, с одной стороны, знания исторических предпосылок (причем одновременно и местных, и импортных - а полагаю, целевой аудитории "Мастерской Брусникина" мелодии Эндрю Ллойд Уэббера знакомы еще меньше, чем судьба Павлика Морозова... вернее, примерно одинаково - незнакомы...), с другой, вполне однозначного к ним отношения, и не сиюминутного, не спонтанного, а выстраданного, не побоюсь утверждать, с детства... То есть мне было ужасно весело - но вряд ли найдется достаточное количество готовых, да и желающих, разделить мое веселье по данному конкретному поводу в формате "полноценного" театрального представления, хотя что-то подобное, вероятно, предвидя, его создатели до кучи прибавили антуражу перформанса "спортивного" стиля и в оформлении (в костюмах прежде всего), и в пластических решениях; и очень любопытно, по-своему ценно, что к этому материалу вообще проявили активное любопытство люди совсем молодые (Константин Бобков, ярко солировавший в ансамбле - из предыдущего выпуска курса Брусникиной-Щедрина в Школе-студии МХАТ), однако всерьез "Павлика..." можно воспринимать, положа руку на сердце, разве что в порядке историко-культурологического экскурса (чтоб не сказать - казуса, курьеза...), а по приколу… ну явно КВНовского пошиба выходит прикол... при том КВНа тех лет, когда участники питчинга не появились еще на свет.

"Злая тетя", реж. Светлана Шуйская, сдается мне, имел среди представленных эскизов наилучший потенциал (с точки зрения прокатных перспектив как минимум) превратиться в "завершенный" спектакль, и не переоценивая режиссерский "задел", в пьесе Артема Шушарина, чьих литературных достоинств (сколь допустимо судить по фрагментарной постановке) тоже не переоцениваю, есть свой "прикол", в отличие от "Павлика...", не устаревший и вообще не устаревающий, а универсальный: персонажи "Злой тети" - тараканы, привыкшие считать себя хозяевами дома, а заглавная героиня - решительная женщина (или девушка скорее), готовая с ними поспорить самыми действенными и для тараканов убийственными методами... не сразу осознав, что имеет дело с "разумными существами"... Тема напрямую лично меня затрагивающая, признаюсь, и в постановочном отношении выигрышная (эскиз использовал потенциал драматургии далеко не на всю катушку - но хореографии "тараканьих бегов" на пару эффектных сцен хватило, актрисы же "Мастерской Брусникина" великолепно показали себя в "человеческом" диалоге), пусть идея вывести на театральные подмостки антропоморфных насекомых, мягко говоря, не эксклюзивна, и ситуация, от которой отталкивается драматург, емко обрисована в давнишнем стихотворении Ренаты Мухи -

Жил в квартире Таракан,

В щели у порога.

Никого он не кусал,

Никого не трогал,

...

Так бы прожил Таракан

Жизнь со всеми в мире.

...Только люди завелись

У него в квартире.

Приз другому эскизу достался, но полагаю, с этой ли, с иными режиссер(к)ами пьеса на сцену пробьется... такие пьесы ведь - как тараканы... от них деваться некуда.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Андрей Миронов родился 7 марта, но его родители уговорили записать его рождение на 8 марта, так как мать Андрея считала, что ее сын подарок всем женщинам на 8 марта. И с тех пор в семье Мироновых Международный женский день не отмечали, так как ...
Ну вот, меня забанили в сексистском сообществе. В каком сексистском? Ну как же, в feministkiИ зачем я пошла опять это сообщество читать, ведь сколько раз твердили миру...А все почему? А потому что я никак не могу дорасти до ихнего понимания гендерного ...
Как сообщает информационное агентство " Росбизнеконсалтинг " в материале Анны Дерябиной " Тина Канделаки выставила на продажу коммуникационное агентство «Апостол» ", известная телеведущая Тина Канделаки продает коммуникационное агентство «Апостол». В июле прошлого года Канделаки стала ...
вот уже больше недели этот кадр гуляет по интернету. Конечно, и смех и грех. Признаюсь, я бы вряд обратил на него внимание, если бы не одно обстоятельство – в предыдущем посте стали предлагать методы решения “проблемы”, причем самые ...
Знакомые девочки поговаривали, что если долго не заниматься секасом, то там, якобы, все зарастает и все, потом прям как в первый раз. Увы или к счастью, я до такого никогда не доводила, поэтому оставалось поверить на слово. И вот сегодня случилось то, что когда-то должно было случиться у ...