О бережном отношении
boldogg — 03.12.2021 По следам прошлого поста и комментов к нему подумал я вот о чём.О том, а зачем, собственно, нужно, критикуя некую систему помнить - а ещё лучше вслух проговаривать - что она всё же работает, всё же выполняет свою основную функцию.
А вот зачем.
Кмк, это делает отношение к системе более бережным.
Вот, представьте, что некто, говоря о своём доме, поминает только о том, что:
- в углу линолеум вздулся.
- в люстре один плафон треснул, а второй и вовсе разбит.
- обои там и сям порваны
- батарея подтекает
- в окнах щели
- под полом мыши
- а в шкафу вообще скелет.
- да и вообще район фиговый, хрущёвка, первый этаж - ну, что это такое.
Если говорить только так, то в некий момент может показаться, что всё плохо, всё так плохо, что так дальше нельзя, что беречь это незачем, а нужно бы вместо этого кошмара возвести хрустальный дворец - тем более, что вон, есть товарищи так завлекательно про этот самый дворец рассказывают.
И разрушить дом.
Но тут внезапно оказывается, что за день, как в сказке, хрустальный дворец не построишь. А ночью будет холодно. А дома нет. Там были и щели, и мыши, и битый плафон, и скелет в шкафу. Но стены и потолок были. Батарея хоть и подтекала, но грела.
Ок. Дворца нет, выкопали пока землянку. Ну, не вовсе ж без крыши над головой спать.
Землянка, значит.
Потом барак.
Потом коммуналка.
Потом отдельная квартира - и это потом наступает уже лет через тридцать.
И - в этой квартире снова и щели, и мыши, и скелет в шкафу. Как же без скелета. Только теперь он посвежее.
Пару раз я уже это говорил.
Вот, строили мы строили Дом Дружбы - и наконец построили. Была сильная в военном отношении страна, население которой живёт существенно беднее Европы - и стала сильная в военном отношении страна, население которой живёт существенно беднее, чем в Европе.
Кстати, а сейчас что мы имеем?
Снова сильная в военном отношении страна, население которой живёт беднее, чем в Европе.
Всё те же щели, всё те же мыши, всё тот же треснувший плафон.
Не согрелись, да хоть побегали - скелет в шкафу подновили, опять же.
И вот как-то тут мне становится очень понятно, что бережное отношение к тому что есть, к тому, что работает - это большая ценность. И это да, стоит получше осознавать. Стоит для лучшего осознания проговаривать вслух.
PS
Это я, помимо прошлого поста и комментов к нему, сейчас ещё мемуары Эренбурга читать взялся.
«В тяжелое время мы приступаем к изданию нашего журнала. Черная реакция охватила всю Россию. Передовой отряд революции пролетариат — еще не оправился от поражений, не залечил своих ран. Радуются его враги, с криком «соре побежденным» обрушиваются они на революционную армию и прежде всего на ее вождя — российскую социал-демократию. С твердым сознанием новой силы, со светлой верой в конечную победу загнанный в подполье пролетариат оттачивает свое оружие — строит свою рабочую партию. Мы разделяем его веру, глубоко ненавистен нам тот строй, где рядом с роскошью и развратом царит непроглядная нищета, власть рубля и нагайки. Мы твердо убеждены в его неизбежном падении, в приходе светлого царства свободы, равенства, братства. Залогом этого является великая международная борьба пролетариата в рядах социал-демократии. Под красное знамя зовет он всех униженных и оскорбленных, всех, кто искренне жаждет обновления человечества. Тернистой, но верной дорогой идет он к цели — к социализму. И нет и не должно быть зрителей в этой исторической борьбе: кто не с ним, тот против него. К том из учащихся, кто решил отдать свою жизнь делу освобождения труда, будет направлено наше слово. Мы хотим их подготовить к трудной роли быть барабанщиками и трубачами великого класса, хотим научить их науке борьбы, хотим спаять их крепким звеном с мессией будущего — пролетарием».
Кошмар же какой, а.
Конечно, это написал 16-летний мальчишка, но... Но всё равно же кошмар. В конце концов, 16-летние мальчишки пишут то, что в воздухе носится.
Р-романтики хреновы. Строители хрустальных дворцов.
А ведь этот ещё и один из самых удачливых - не убили в Гражданскую, не казнили в 37-м, даже не посадили. Везунчик.
Кстати - мелочь, но характерная. Мне в прошлый виток разговоров о том же Морваэн говорил, что вот, помимо прочего, евреям ничего не светило в Российской Империи.. Черта осёдлости, то-сё.
И ведь всё это правда, да.
Но ёлочки. Вот читаю я мемуары Ильи Эренбурга. О нём самом, о его родителях, о прочих родственниках. И живут они сперва в Киеве, потом в Москве. И управляет его отец заводом. И учится сам Илья в гимназии. И как-то довольно трудно сказать, что жизнь у них так уж дурна и бесперспективна, право же.
"Если предположить, что яблоней был дед, то и от этой яблони яблоки разлетелись в самые разные стороны. Один из моих дядюшек разбогател; звали его Лазарем Григорьевичем, и жил он в Харькове. Его сын, мой двоюродный брат, Илья, стал социал-демократом, долго просидел в Лукьяновской тюрьме, эмигрировал в Париж, там занялся живописью..."
"Брат Лазаря, Борис Григорьевич, жил в Иркутске, служил на каком-то предприятии, принадлежавшем киевскому богачу Бродскому. Борис Григорьевич был человеком легкомысленным, он растратил деньги Бродского и удрал в Америку..."
"Младший из дядюшек, Лев, писал стихи и содержал бродячий цирк..."
Кхм. Принадлежащие к титульной нации и государственной религии крестьяне какой-нибудь Тамбовщины смотрят на эту бесперспективность довольно пристально.
Это ведь - помимо черты осёдлости - тоже есть.
В смысле было. В том доме было. Пока его не разрушили.
|
</> |