Нью-Сколково

топ 100 блогов abeliakov16.09.2011 В газете «Эхо недели 33» (г. Ковров) прочитал интересную статью. Под оптимистичным названием «Коврову необходимо свое Сколково» скрывается хроника двадцатилетнего уничтожения промышленности страны. На примере Владимирской области. Но сомнений нет – это повсеместная картина изощренного убийства с пытками или нанесения тяжких повреждений, несовместимых с жизнью. И преступления эти – продолжаются.


Коврову необходимо свое Сколково!
В последнее время стало модно рассуждать о выходе России из экономического кризиса с минимальными потерями. Однако на самом деле это лишь хорошая мина при плохой игре, так как кризис наглядно продемонстрировал, что современное состояние отечественной индустрии в значительной степени не отвечает уровню развитых зарубежных стран, а потери не столь уж минимальны, а зачастую и вовсе невосполнимы. За постсоветские два десятилетия был безвозвратно утрачен производственный и научно-технический потенциал в целом ряде стратегических отраслей, многие предприятия потеряли способность самостоятельно разрабатывать и внедрять новые технологии. Как следствие резко упали объемы промышленного производства. Уже к 1998 году они составили лишь половину от уровня начала 90-х. Как следствие в значительной степени наиболее квалифицированные работники ушли из промышленности в другие сферы деятельности, кадровый состав рабочих и специалистов стал стремительно деградировать. Многие предприятия и вовсе перестали существовать.

20 лет спустя
Все перечисленные тенденции коснулись и сравнительно благополучной Владимирской области. Но и этот регион не мог остаться в стороне от тенденций, свойственных всей России. Более того, именно Владимирский край, лишенный собственных месторождений нефти и газа, наглядно демонстрирует, какие необратимые изменения происходят в различных отраслях экономики. Рост ВВП в стране в последнее десятилетие в значительной степени обеспечивается лишь экспортом энергоносителей, а реальный сектор экономики испытывает серьезные проблемы.
Негативные процессы развала не обошли практически ни один город или район владимирского региона. Даже флагман местной промышленности Ковров при относительном внешнем благополучии понес тяжелые потери. Тихо «умерло» старейшее ковровское предприятие – экскаваторный завод, когда-то являвшийся ведущим производителем землеройных машин (мощностью по 2500 единиц в год) в масштабе всего СССР. Фактически прекратил работу Ковровский приборостроительный завод. И если число исчезнувших рабочих мест там скомпенсировано появлением арендаторов – «Тримо-ВСК», «Асконы» и других, то производство даже самых лучших матрацев и сэндвич-панелей при всей востребованности несопоставимо по значимости с наукоемкой продукцией оборонного назначения, выпуск которой стимулировал науку и обеспечивал безопасность страны. Не успев до конца развалиться, влачит незавидное существование Ковровский роторный завод – по первоначальному замыслу одно из самых передовых предприятий города оружейников.
Значительно, в общей сложности на несколько тысяч человек сократилось число рабочих мест на крупнейших ковровских заводах – имени Дегтярева и механическом. В разы сократилось производство ЗиДовской мототехники, хотя в сравнительно недавние времена именно мотоциклы «Восход» заслуженно считались визитной карточкой Коврова.
Еще сильнее деструктивные процессы отслеживаются в других отраслях промышленности. Развалилась и была поделена на мелкие производства прядильно-ткацкая фабрика имени Абельмана – одно из крупнейших предприятий такого рода во Владимирской области. В значительной степени замерло производство на Ковровском домостроительном комбинате. Полностью ликвидирован Ковровский молокозавод, который распродали по частям, а ковровчане теперь вынужденно пьют привозное молоко сомнительного качества и по более высокой цене. В окрестностях Коврова ликвидированы два крупных стеклозавода, «кормившие» население в селах и деревнях на десяток километров в округе.

Невосполнимые потери Владимирского края
Схожие примеры можно привести и по другим территориям. Во Владимире кризисные явления сильно ударили по тракторному заводу и «Электроприбору». В Собинке незавидное существование влачат предприятия легкой промышленности. В Вязниках на грани развала находится несколько ткацких фабрик и комбинатов и едва не закрылся завод автоосветительной аппаратуры «ОСВАР». В ряде поселков Вязниковского района от предприятий остались лишь жуткие руины.
В Гороховце ликвидирован крупный судостроительный завод, где прежде работало более трех тысяч человек. Уже в нынешнем 2011 году собственниками закрыт «Гороховецкий пищевик» - одно из крупнейших подобных предприятий региона, выпускавшее крекеры и печенье, после чего за воротами оказалось почти 600 человек.
В Гусь-Хрустальном районе пустыми глазницами выбитых окон зияют гигантские производственные корпуса стеклозаводов как в самой «столице хрусталя», так и в целом ряде окрестных поселков. Например, в поселке Первомайский от предприятия уцелела лишь дымовая труба – жуткий памятник безвременью. В поселке Золотково территория развалившегося стеклозавода напоминает руины Сталинграда. Схожая картина и в поселке Тасинский того же района.
В Камешковском районе крупнейшая фабрика (бывшая имени Сверлова) загружена лишь на четверть своей прежней мощности, а в целом ряде поселков (имени Горького, Сергеиха, Тынцы) «градообразующие» фабрики уничтожены безвозвратно.

Процесс ликвидации продолжается
Примечательно, что процесс закрытия и ликвидации промышленных предприятий продолжался отнюдь не только в «лихие 90-е», но и в «сытые нулевые», и не прекратился в наши дни. Экскаваторный завод «Ковровец» уничтожили в 2009-м, «ОСВАР» находился на грани закрытия в 2010-м, «Гороховецкий пищевик» прекратил существование весной 2011-го. При этом «партия при власти» в случае возникновения непосредственной угрозы какому-либо заводу или фабрике, как правило не оказывает никакой реальной помощи для того, чтобы предотвратить ликвидацию производства, дающее работу сотням и тысячам людей, которым зачастую в их населенном пункте в случае сокращения просто невозможно устроиться по прежней специальности. Огромная армия рабочих и специалистов с уничтоженных предприятий поневоле вынуждена искать лучшей доли в областном центре, а то и вовсе за пределами региона в Москве, Подмоковье и Нижнем Новгороде. Но вынужденная вахтовая работа, нередко полулегальная – явление ненормальное. От нее распадаются семьи, хиреют и остаются без будущего города и поселки.
Можно констатировать, что после того, как государство перешло от плановой экономики к рыночной немалая часть руководителей предприятий просто оказались не готовы к работе в новых условиях. Как следствие в значительной степени были потеряны кадры. Престиж рабочих профессий упал ниже низшего предела, молодежь в технические училища по большей части не идет. Инженеры в немалом числе перекочевали из отделов и цехов на рынки и на обочины дорог, где в качестве мелких торговцев пытались выживать в новых реалиях. В то же время произошло разделение науки и производства. Государство не вкладывает средства в науку в должном объеме, а сами предприятия не могут или не хотят тратиться на такую «роскошь». Как следствие – снижается конкурентоспособность отечественной продукции. Для оживления промышленных предприятий Владимирской области необходимо внедрение инноваций и крупные инвестиции. В частности, Коврову, как и другим крупным промышленным центрам, необходимо свое Сколково с адресными программами господдержки.

Кому нужна Потемкинская деревня?
Кстати, многие ученые и бизнесмены сегодня испытывают серьезные опасения, что выстроенное на пустом месте пресловутое Сколково окажется одиночным и изолированным примером, который не найдет своего развития на просторах России. Тем более что действия власти в отношении фундаментальной науки и инновационного бизнеса отличает явная непоследовательность: одновременно с продвижением проекта в Сколково, куда вкладываются существенные средства и где предусматривается серьезное снижение налогов, одновременно уменьшается финансирование Академии Наук РФ и Российского фонда фундаментальных исследований и повышаются налоги для всего остального бизнеса.
Возникает ощущение, что ничего, кроме потемкинской деревни, в таком формате, как задумано Сколково, построить нельзя. Идея этого центра, который сам по себе обходится слишком дорого российскому налогоплательщику и невольно вызывает мысли о коррупции и возможном «утекании» миллионов и миллиардов «на лево», построена на двух заблуждениях. Во-первых, что у нас есть предложения от фундаментальной науки, которые позволяют создать множество проектов, которые могли бы быть прекрасно реализованы в практических проектах. Это не так. Предложение скудное, и строить мало есть вокруг чего. Во-вторых, что есть спрос со стороны промышленности. Спроса тоже толком нет, потому что экономика сырьевая.
Фактически авторы самой идеи инновационного города признают, что условия для инновации в стране «вне Сколково» чудовищные и что они не могут сделать ситуацию нормальной. Создавая Сколково, власть расписывается в собственной беспомощности, создает заповедник гоблинов и уверяет, что там все будет хорошо. Но если «партия при власти», несмотря на пресловутую вертикаль, не может, не хочет или не знает, как создать нормальные условия для науки, инноваций и разработок на всей вверенной им территории, то непонятно, почему они смогут это сделать в Сколково. Может быть, вначале необходимо провести анализ причин, почему система не работает для всех нас, в Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Коврове, наконец? И тогда системное решение выявленных проблем в целом оказалось бы более полезным.
Роман Бойко.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
(Кликабельно, щелкайте по превьюшкам, там вся суть - в открывающихся фото размером 1920 пикселов по ширине.) http://www.exler.ru/blog/item/18884/ ...
Фотография: Дмитрий Лебедев/КоммерсантъЛидер защитников Химкинского леса Евгения Чирикова задержана после пресс-конференции в Независимом пресс-центре. При поддержке ОМОНа двое сотрудников в штатском препроводили ее в легковой автомобиль и ...
Гости наши дорогие ...
Вчера видела из окна маршрутки банер: "Купаты свиные, нюрнбергские". Маршрутка как раз тормозила в пробке, и я несколько раз перечитала: "Купаты свиные, нюрнбергские". Рядом располагался натюрморт из необыкновенно розовых кусков мяса, кокетливо ...
А вы, а вы? Чо вы делаете в самый скучный день недели? ...