Ноябрь 1917: состояние Зимнего дворца и винные погромы

топ 100 блогов periskop25.11.2017 На "проекте 1917" опубликована любопытная статья 100-летней давности - о потерях и ущербе в интерьерах Зимнего Дворца в ходе революционного полугодия, включая штурм. Причём автор очень примечательный - Лариса Рейснер, знаменитая "валькирия революции", которая была в комиссии по оценке ущерба и присутствовала при осмотре. Статья была опубликована в "Новой Жизни" 11 (24) ноября 1917, оппозиционной большевикам газете, где главным колумнистом был знаменитый Максим Горький. Кстати, этот же день 24 ноября ознаменовался эпическим декретом об отмене титулов, званий и погон: т.е. с этого момента юридически перестали существовать князья, графья, "вашблагородия" и прочая имперская иерархия. Остались только "граждане Российской республики".
Ноябрь 1917: состояние Зимнего дворца и винные погромы

Впрочем, давайте почитаем статью Ларисы целиком.


[...] Вечером занесенный первым ноябрьским снегом дворец кажется нетронутым, так же безмятежна белая площадь, за сквозными воротами у костров греется стража, автомобиль, став у строгих металлических дверей, громко дышит и блестит беспокойными фарами. Едва стукнет замок, за створками мелькнет быстрая тень, — и опять надолго гордое невозмутимое спокойствие.

И внутри никакие разрушения, разбитые окна, сорванные рамы — ничто не отнимет у этой постройки плавный ход ее галерей, соразмерность стен и потолков, полукруги зал и, прежде всего, изумительное, единственное в мире расположение тени и света. На пороге каждой комнаты вы сразу замечаете окна: они высоки и цельны, и каждое с тяжелыми складками кружева или сукна, отодвинутыми на две стороны, напоминает сцену, живую открытую сцену.

Все остальное — камин, люстры, мебель, возведены и поставлены так, чтобы со всякого места зрителю открывалась новая перспектива, свой собственный кусок декорации: бледного неба, Невы, Биржи и крепости. Концертные и бальные залы, вечерние и ночные комнаты из золота и малахита лежат в сердцевине здания. Круглые, накрытые куполом, сосредоточенные и замкнутые в себе.

Зеркала заменяют здесь то, что для внешних, наружных покоев делают окна. Всякая связь со внешним миром разорвана, город бесконечно далек, ни один из его гудков и колокольных звонов сюда не проникает. Как на дне морском, покоится жемчужная ротонда посреди призрачного царства лестниц, коридоров и зал. Зеркала, которыми она переполнена, дробят искусственный свет, как сонные, соленые, к самому дну прижатые воды.

Там, где жили цари последние пятьдесят лет, очень тяжело и неприятно оставаться. Какие-то безвкусные акварели, бог знает кем и как намазанные портреты, модного стиля «модерн» мебель — всему этому трудно поверить в жилище, построенном для полубогов. Какие буфеты, письменные столы, гардеробы! Боже мой! Вкус биржевого маклера «из пяти приличных комнат», с мягкой мебелью и альбомом родительских карточек. Как хочется собрать весь этот пошлый человеческий хлам, засунуть его в царственный камин и поджечь все вместе во славу красоты и искусства добрым старым флорентийским канделябром.

Впрочем, кляксы безвкусия попадаются и в александровскую эпоху. Между уборной Александра II, по тайной лестнице, ведущей к фрейлинам, есть маленькая комната, которую не раз проходили, пряча лицо за вуалью и плащом. Вся она полна обнаженных тел. Венеры, Дианы и Цереры, музы и пастушки, плясуньи и маркизы собраны в один душный гарем. Эрмитаж будет гордиться этой коллекцией. Ее украшает подлинный Ватто, Фрагонар и Буше. Однако на самом видном месте зияют две французские картины — ничего не стоящие, аляповатые и грубые, на которых «ню» выставлено, как в мясной лавке. Просто — гадость. Мало того: все рамы двойные, и за целомудренными, величавыми богинями спрятаны маленькие, нечистые игрушки. Все это остатки старинного варварства, и его следы видны повсюду. Но перейдем к тому, что попорчено теперь и недавно.

Первые дни революции мало повредили дворцу. Несколько разбитых стекол, вот и все. Но затем в дом Растрелли въехал Керенский. Лучшие комнаты, самые строгие музейные залы он занял под бюро печати, канцелярию, словом, присутственное место. Все осталось нетронутым, но все затерто, закурено, зашаркано, оглушено пишущими машинками и закапано чернилами. В десяти покоях, выходящих на площадь, — водворился караул. Его меняли чуть не каждый день (наш премьер никому не доверял свою особу), и каждый новый отряд хозяйничал по-своему. Грязные тюфяки на полу, продырявленные картины, бутылки и бутылки, и все это не где-нибудь, но вокруг самой «особы», на ее глазах и с ее ведома.

О частной жизни Керенского во дворце, о бесчисленных признаках бестактности по отношению к собственности Романова мы не станем здесь говорить. Бог с ним. Все это дурно пахнет. Но вот мелочь, пустяк, а какой характерный. У Николая II был собственный бильярд. При отъезде в Тобольск шары слоновой кости, как личное имущество, были уложены и приготовлены к отправке. Министр приказал их вернуть и, как говорят сторожа, «собственноручно изволили забавляться».

И так во всем. Начиная с уборной и кончая библиотекой. Мы бы хотели знать, зачем вообще нужно было вселяться в Зимний дворец? Зачем нужно было есть и спать по-царски, попирать ногами изящество, роскошь и богатство, которыми имеет право распоряжаться только народ, которые принадлежат будущему, как Музей Александра III, как Эрмитаж и Третьяковская галерея. Не будь Керенского во дворце, народный гнев не тронул бы ни одной безделушки. Разве премьер не знал, что каждую минуту политическая борьба может его сбросить если не с кресла, то со стула Николая II, что он подвергает величайшей опасности сокровища искусства, посреди которых он осмелился жить. Так и случилось. Толпа искала Керенского — и нашла на своем пути фарфор, бронзу, картины, статуи и все это разбила. Если заяц бежит от охотников в хрустальный магазин, он ведет за собой свору, которая придет по его следам и все перебьет. Тут ничего неожиданного нет. Кабинет Александра II, молельня и т. д. превращены в кучу осколков; мундиры, бумаги, ящики столов, подушки, пастель — все решительно искрошили. Каким-то чудом уцелело под стеклом генеалогическое дерево с миниатюрными портретами на конце расщепленных ветвей. Странно его видеть над всеобщим погромом. Оно возвышается такое бледное, такое хрупкое.
Ноябрь 1917: состояние Зимнего дворца и винные погромы

На первый взгляд очень странно отношение ко всему случившемуся придворных лакеев, сторожей и администрации. Никто из них не покинул дворец во время обстрела. Много ценного сохранено только благодаря мужеству и порядочности этих людей. К новому хозяину они относятся очень терпимо, и хотя большевистские комиссары со своими ружьями, сапогами и манерами кажутся выходцами с того света посреди порученного им дворца, — их ценят за безусловную честность и полное отсутствие личных претензий, которыми «выскочка» так оскорблял и унижал слуг, привыкших к настоящей барской палке. «Изволили много душиться, а душка своего не было-с». Так холопская наблюдательность подвела итоги Керенскому.

Но еще более опасное внимание черни привлекает в Зимний дворец уже не «особа», но на этот раз огромные винные погреба. Их завалили дровами, замуровали сперва в один кирпич, потом в два кирпича, ничего не помогает. Каждую ночь где-нибудь пробивают дыру и сосут, вылизывают, вытягивают, что возможно. Какое-то бешеное, голое, наглое сладострастие влечет к запретной стене одну толпу за другой. По ним стреляют, их убивают, как собак, их позорит молва, а они только жмутся и на четвереньках, на животе ползут, ползут и ползут. Рабочие, матросы обещали разнести все здание, если не прекратится низменное паломничество. И они правы. Лучше гибель чего угодно, чем зрелище ненасытного, болезненного обжорства, совершаемого в дни величайшей русской революции. Со слезами на глазах рассказывал мне фельдфебель Криворученко, которому поручили защищать злосчастные бочки, о том отчаянии, о полном бессилии, которое он испытывал по ночам, защищаясь один, трезвый, со своим немногочисленным караулом против настойчивого, всепроникающего вожделения толпы. Теперь решили так: в каждое новое отверстие будет поставлен пулемет.

* * *
Здесь интересно, конечно, то, как описывается пребывание Керенского в Зимнем в межреволюционье.
Но ещё более любопытно описание винных погромов, которые красногвардейские отряды пытались локализовать.

На эту тему у известного художника-перевёртыша И.А. Владимирова есть яркая картина:
Ноябрь 1917: состояние Зимнего дворца и винные погромы
Смотрите, Владимиров - как истинный творческий интеллигент - пририсовал здесь к реальной канве событий только одну деталь: повязки красной гвардии. Дескать, большевички громили и пили! В то время как статья (в газете, весьма критический настроенной к победившим большевикам) нам говорит о том, что они как раз пытались бороться с этой стихией.
Этот кульбит объясняется просто: тогда художник Владимиров был в "контрах" с новой властью и переметнулся к большевикам только в октябре 1919-го - когда увидел, что они побеждают. И поэтому старался в своих картинах конца 1917 - первой половины 1919-го изображать их идиотами с дебилистическими лицами, этакими монстрами :)

Ну а что касается самой Ларисы Рейснер, она умерла от тифа в возрасте всего лишь 30 лет в 1926 году, выпив стакан сырого зараженного молока. А в момент написания этой статьи ей было только 22.
Ноябрь 1917: состояние Зимнего дворца и винные погромы

PS. По теме, для дополнительного чтения:
Выставка про 1917-й в Эрмитаже. Судьба Зимнего дворца

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Предыдущий пост сквозь годы Фильм хороший и не только этим выделяется. Очень жаль, что Филип так рано ушел, он был одним из лучших! S`il vous plait Les Liaisons dangereuses. Опасные связи. 1960 12 августа 2015 года "Опасные связи". Режиссер - Роже Вадим. Сильно по мотивам, ...
Вот и отчалило сегодня ночером моё чадо Эля в далёкую страну Германия на большом полосатом автобусе, где конечной остановкой должен приключиться Берлин. Дальше она пересядет и, вальсируя на пару со своим огроменным чемоданом, причалит в ...
"Когда у вас появляется первая клубника?.." - Помните такое, да? У нас с Глюком первая в этом году клубника образовалась вчера вечером. Практически сегодня. Среди холода и тьмы и белых сугробов одарил пианый дядька. Брел мимо, пошатываясь на зыбких ногах (а мы остановились на минуточку ...
Круто. В деревне Кобяково Одинцовского района Московской области аренда 79 метров офисных площадей стоит 300 000 (триста тысяч) рублей. Почти 10 000 долларов.  По этой цене папа олеши сдал некоей конторке помещение, принадлежащее ООО "Кобяковской ...
pretty Сегодня 11:20 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПЁРСТКИ Первый «том» размышлений об изменениях нашей Ядерной Доктрины начинаем. Дословно перечислять пункты, озвученные Верховным на заседании постоянного совещания Совета Безопасности по ядерному сдерживанию, смысла нет, лично повергло в ...