Новомосковск железнодорожный. Часть 2

топ 100 блогов dennism26.09.2016 Когда-то новомосковский городской железнодорожный узел, с его электрифицированными под движение электропоездов линиями, представлял собой букву Х - где две левые палочки - основной ход Маклец - Урванка - Бобрик-Донской, правая верхняя - линия Анилиновая - Урванка, и правая нижняя - Урванка - Московская. Причём, расписание было составлено так, что электрички ходили только по маршрутам Бобрик-Донской - Маклец (или укороченными до станции Северная), либо Московская - Анилиновая. На узловой станции Урванка происходило скрещение поездов - они прибывали туда, с разных конечных, одновременно. И пассажиры, едущие, скажем, с Московской на Северную, делали тут пересадку - наличие двух платформ на Урванке делало её полным аналогом кросс-платформенных станций московского метро, типа "Китай-города". Что было весьма удобно.

Однако, с началом двухтысячных, начался всеобщий упадок пригородного транспорта - что не миновало и новомосковский узел. Первой пало движение по линии Урванка - Анилиновая, ведшей в промзону, расположенную на северо-востоке города. В 2001 году движение электропоездов по ней было отменено. Сама линия сохранилась - на ней расположена крупная сортировочная станция Промгипсовая, обслуживающая несколько крупных предприятий Новомосковска - небезызвестный "Проктор & Гамбл", например. Располагавшиеся на ней пассажирские платформы Аэрозольная и Анилиновая тоже целы... но до них, в этот раз, мы не дошли. В 2009 году закрыли и позже разобрали линию Урванка - Московская. Я успел на ней побывать, и даже проехать по ней на электричке за два дня до закрытия движения.

После такого разгрома пассажиропоток на новомосковском "полукольце" стал стремительно уменьшаться. И сейчас превратился почти в ничто. Депо Новомосковск, раньше обслуживающее исключительно местную электрифицированную линию, несколько лет назад объединили с моторвагонным депо Тула, и сделали основным. Плюс - передали сюда дизель-поезда из депо Узловая. Сейчас депо Новомосковск, помимо электропоездов, обслуживает рельсовые автобусы РА1 и РА2. В том числе, и те, что работают в Московской области на линиях Голутвин - Озёры и Кривандино - Рязановка. Вон на путях стоит РА1 с последней:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

В депомы не полезли - ибо чревато, а обошли его вдоль путей от Урванки в сторону следующей в сторону Маклеца станции Ключёвка. За деповским забором виднеются разгромленные вагоны от дизель-поезда ДПМ-1, когда-то ходившего несуществующим ныне маршрутом Новомосковск - Ожерелье - Москва:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Вид в сторону Урванки:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А это в обратную сторону. Двухпутка слева - это основной ход - те самые две левые палочки - Бобрик-Донской - Маклец. Прямо - линия на Анилиновую. Электрификация на ней полностью снята:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

По преданиям старожилов, прибытие и отправление электричек с Урванки на Маклец и на Анилиновую происходило одновременно. И на участке до того места, где линии расходятся, машинисты устраивали состязание - кто кого перегонит. Анилиновским было сложнее - линия тут идёт на заметный подъём:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А за подъёмом сразу кривая:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Линия взбирается здесь на путепровод, под которым проходит линия Ключёвка - Новосокольники:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Вот по ней движения пригородных поездов, вроде бы, никогда не было. Вид в сторону Ключёвки:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Сразу за путепроводом линия начинает спускаться к станции Промгипсовая. К ней же подходит и линия Ключёвка - Промгипсовая - основная сейчас для движения грузовых поездов. На Промгипсовой стоял состав под зелёным тепловозом 2ТЭ10М, и закрывшийся переезд говорил о том, что сейчас пойдёт поезд. Однако поехал не тот самый 2ТЭ10М, а вынырнувший из-за него тепловоз в корпоративном окрасе:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Пусть не зелёный - зато "тройник" - 3ТЭ10М-1397:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Потащил состав на север:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А зелёный 2ТЭ10М-2467 так и остался стоять на станции. Я попробовал подойти к нему поближе - но провалился по пояс в густую колючую траву. Да, Новомосковск - это не Москва, где любую травку тут же пускают под косилку, едва она достигнет высоты в пять сантиметров :)

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Дальше мы погуляли по новомосковским районам Гипсовый и посёлок Депо, и вернулись к депо Новомосковск, только с другой стороны. Ворота:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

За забором стоят выцепленные из составов прицепные вагоны РА2:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

РА1-0053 всё так и скучает на путях:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

По времени, с Урванки должна была отправится электричка на Бобрик-Донской, на которой мы решили доехать до Новомосковска-первого. Некстати ливанул дождь, под которым в сторону Маклеца промчался одинокий 2ТЭ10М:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Но мы успели добежать до платформы, не особо промокнув:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Едет типичная новомосковская электричка:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Оооо, эта ностальгия от поездки на древней зелёной ЭР2 :) Деревянный "сафоновский" салон, вой изношенных редукторов при разгоне, лязг автосцепок, стук хлопающих самостоятельно открывающихся и закрывающихся салонных дверей, дребезжание компрессора под полом, и раскачка вагона на стрелках :) Непередаваемо! А ещё - форточки, нормально открывающиеся вверх форточки!!! Правда, мне поддалась только четвёртая по счёту :) Но всё равно - для приступа острой ностальгии этого достаточно. Хотите испытать то же самое - добро пожаловать в Новомосковск, заповедник Московской железной дороги :) Пользуйтесь случаем проехать на таком вот гибриде, где один головной вагон - от ЭР2-3056, а второй - от ЭР2-1202:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А оба моторных вагона - ещё от чего-то, и оба разные. Спешите, а то уедет совсем:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Дальше мы с Сергеем разделились - он отправился по своим делам, а я поехал в северный Новомосковск. О нём у меня будет отдельный рассказ, но это потом. А я, погуляв по останкам старых кварталов, вышел на то место, где ранее располагалась основная железнодорожная станция этой части города - Новомосковская-2. Изначально это была крупная сортировочная станция. Именно сюда стекались все грузы с новомосковских заводов. Однако, к концу восьмидесятых проезд тяжёлых грузовых поездов по мосту через Любовское водохранилище запретили - из-за его обветшания. Грузы южной части Новомосковска стали формировать на станции Сборная-Угольная. А Новомосковскую-2 перевели в разряд грузовых станций. До 2007 года здесь была и остановка электричек - однако, её отменили, перенаправив пассажиров на расположенную восемьюстами метрами севернее платформу ГРЭС. А годом позже, в 2008, и саму платформу разобрали. Была она где-то вот здесь:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Сам Новомосковск-северный, как жилой район, к тому времени активно расселяли, переселяя жителей из обветшавших домов постройки начала тридцатых годов в новые микрорайоны основной части города, расположенной южнее Шатского водохранилища, подальше от северной промзоны с её вредными химическими производствами. Так что пассажиропоток здесь, к тому времени, снизился уже весьма заметно. Путей на станции, со временем, тоже сильно поубавилось, о чём говорит проплешина посередине:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Крайний правый путь тут - соединительная линия Новомосковск-2 - пост 205 километр - прямой выход с Новомосковска в сторону Москвы. Когда-то именно по нему и ходил дизель-поезд прямого сообщения Новомосковск - Москва - но его давно уже не существует. И только старое здание вокзала, 1948 года постройки - свидетельство того, что когда-то тут кипела пассажирская жизнь:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Но и для него самого это тоже всё в прошлом:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А вон и привет из того самого прошлого:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

ЭР2-1188 идёт из Маклеца на Бобрик-Донской:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Очень и очень не спеша едет. Как будто бы тянет время, пытаясь его замедлить. Остановить те мгновения, что были, те, что уже не вернуть. Те, что даже не в каждой памяти остались. Как-то так:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

И уезжает. То ли вперёд, в прошлое, то ли назад, в будущее. Лично я так и не смог определить, куда именно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Очень частая сцена в голливудских фильмах - главные герои уплетают китайскую еду из коробочек. Эти кадры всегда возбуждали во мне любопытство и желание тоже попробовать. Поэтому с некоторых пор я фанат китайской еды. Конечно, ее «облегченного» варианта, который в Питере и Москве ...
Семен Аркадьевич постоянно раздражал Елизавету Сергеевну: дня не проходило без того, что бы Семен Аркадьевич не потыкал Елизавету Сергеевну палкой, отчего та приходила в состояние сильного волнения, граничащего с легким бешенством. И разумеется, что на этой почве у нее слу ...
Друзья, хотела предостеречь вас от неприятных ситуаций. Надеюсь, этот пост ничего не нарушает. Мы всей семьей давно пользуемся магазином OZON.RU, всегда все было отлично. Перед Новым Годом начались задержки доставок, на линии Службы поддержки можно было «висеть» по полчаса. Но ...
Вот как интересно. Уже несколько раз встречал, что операция "Большой прыжок" по уничтожению Большой Тройки в Тегеране в 1943-м году - это советская выдумка, что ничего особо реального немцы и не затевали. Но вот книга попалась иностранца какого-то, в этом году издали. ...
До появления этого видео о существовании способа деактивации кота знали лишь немногие. Правда, срабатывает она только у молодых животных не старше трех лет. Это безусловный рефлекс, некоторое время продолжающий работать и у взрослых животных — когда кошка хватает котенка челюстями за ...