Новомосковск железнодорожный. Часть 2
dennism — 26.09.2016 Когда-то новомосковский городской железнодорожный узел, с его электрифицированными под движение электропоездов линиями, представлял собой букву Х - где две левые палочки - основной ход Маклец - Урванка - Бобрик-Донской, правая верхняя - линия Анилиновая - Урванка, и правая нижняя - Урванка - Московская. Причём, расписание было составлено так, что электрички ходили только по маршрутам Бобрик-Донской - Маклец (или укороченными до станции Северная), либо Московская - Анилиновая. На узловой станции Урванка происходило скрещение поездов - они прибывали туда, с разных конечных, одновременно. И пассажиры, едущие, скажем, с Московской на Северную, делали тут пересадку - наличие двух платформ на Урванке делало её полным аналогом кросс-платформенных станций московского метро, типа "Китай-города". Что было весьма удобно.Однако, с началом двухтысячных, начался всеобщий упадок пригородного транспорта - что не миновало и новомосковский узел. Первой пало движение по линии Урванка - Анилиновая, ведшей в промзону, расположенную на северо-востоке города. В 2001 году движение электропоездов по ней было отменено. Сама линия сохранилась - на ней расположена крупная сортировочная станция Промгипсовая, обслуживающая несколько крупных предприятий Новомосковска - небезызвестный "Проктор & Гамбл", например. Располагавшиеся на ней пассажирские платформы Аэрозольная и Анилиновая тоже целы... но до них, в этот раз, мы не дошли. В 2009 году закрыли и позже разобрали линию Урванка - Московская. Я успел на ней побывать, и даже проехать по ней на электричке за два дня до закрытия движения.
После такого разгрома пассажиропоток на новомосковском "полукольце" стал стремительно уменьшаться. И сейчас превратился почти в ничто. Депо Новомосковск, раньше обслуживающее исключительно местную электрифицированную линию, несколько лет назад объединили с моторвагонным депо Тула, и сделали основным. Плюс - передали сюда дизель-поезда из депо Узловая. Сейчас депо Новомосковск, помимо электропоездов, обслуживает рельсовые автобусы РА1 и РА2. В том числе, и те, что работают в Московской области на линиях Голутвин - Озёры и Кривандино - Рязановка. Вон на путях стоит РА1 с последней:
В депомы не полезли - ибо чревато, а обошли его вдоль путей от Урванки в сторону следующей в сторону Маклеца станции Ключёвка. За деповским забором виднеются разгромленные вагоны от дизель-поезда ДПМ-1, когда-то ходившего несуществующим ныне маршрутом Новомосковск - Ожерелье - Москва:
Вид в сторону Урванки:
А это в обратную сторону. Двухпутка слева - это основной ход - те самые две левые палочки - Бобрик-Донской - Маклец. Прямо - линия на Анилиновую. Электрификация на ней полностью снята:
По преданиям старожилов, прибытие и отправление электричек с Урванки на Маклец и на Анилиновую происходило одновременно. И на участке до того места, где линии расходятся, машинисты устраивали состязание - кто кого перегонит. Анилиновским было сложнее - линия тут идёт на заметный подъём:
А за подъёмом сразу кривая:
Линия взбирается здесь на путепровод, под которым проходит линия Ключёвка - Новосокольники:
Вот по ней движения пригородных поездов, вроде бы, никогда не было. Вид в сторону Ключёвки:
Сразу за путепроводом линия начинает спускаться к станции Промгипсовая. К ней же подходит и линия Ключёвка - Промгипсовая - основная сейчас для движения грузовых поездов. На Промгипсовой стоял состав под зелёным тепловозом 2ТЭ10М, и закрывшийся переезд говорил о том, что сейчас пойдёт поезд. Однако поехал не тот самый 2ТЭ10М, а вынырнувший из-за него тепловоз в корпоративном окрасе:
Пусть не зелёный - зато "тройник" - 3ТЭ10М-1397:
Потащил состав на север:
А зелёный 2ТЭ10М-2467 так и остался стоять на станции. Я попробовал подойти к нему поближе - но провалился по пояс в густую колючую траву. Да, Новомосковск - это не Москва, где любую травку тут же пускают под косилку, едва она достигнет высоты в пять сантиметров :)
Дальше мы погуляли по новомосковским районам Гипсовый и посёлок Депо, и вернулись к депо Новомосковск, только с другой стороны. Ворота:
За забором стоят выцепленные из составов прицепные вагоны РА2:
РА1-0053 всё так и скучает на путях:
По времени, с Урванки должна была отправится электричка на Бобрик-Донской, на которой мы решили доехать до Новомосковска-первого. Некстати ливанул дождь, под которым в сторону Маклеца промчался одинокий 2ТЭ10М:
Но мы успели добежать до платформы, не особо промокнув:
Едет типичная новомосковская электричка:
Оооо, эта ностальгия от поездки на древней зелёной ЭР2 :) Деревянный "сафоновский" салон, вой изношенных редукторов при разгоне, лязг автосцепок, стук хлопающих самостоятельно открывающихся и закрывающихся салонных дверей, дребезжание компрессора под полом, и раскачка вагона на стрелках :) Непередаваемо! А ещё - форточки, нормально открывающиеся вверх форточки!!! Правда, мне поддалась только четвёртая по счёту :) Но всё равно - для приступа острой ностальгии этого достаточно. Хотите испытать то же самое - добро пожаловать в Новомосковск, заповедник Московской железной дороги :) Пользуйтесь случаем проехать на таком вот гибриде, где один головной вагон - от ЭР2-3056, а второй - от ЭР2-1202:
А оба моторных вагона - ещё от чего-то, и оба разные. Спешите, а то уедет совсем:
Дальше мы с Сергеем разделились - он отправился по своим делам, а я поехал в северный Новомосковск. О нём у меня будет отдельный рассказ, но это потом. А я, погуляв по останкам старых кварталов, вышел на то место, где ранее располагалась основная железнодорожная станция этой части города - Новомосковская-2. Изначально это была крупная сортировочная станция. Именно сюда стекались все грузы с новомосковских заводов. Однако, к концу восьмидесятых проезд тяжёлых грузовых поездов по мосту через Любовское водохранилище запретили - из-за его обветшания. Грузы южной части Новомосковска стали формировать на станции Сборная-Угольная. А Новомосковскую-2 перевели в разряд грузовых станций. До 2007 года здесь была и остановка электричек - однако, её отменили, перенаправив пассажиров на расположенную восемьюстами метрами севернее платформу ГРЭС. А годом позже, в 2008, и саму платформу разобрали. Была она где-то вот здесь:
Сам Новомосковск-северный, как жилой район, к тому времени активно расселяли, переселяя жителей из обветшавших домов постройки начала тридцатых годов в новые микрорайоны основной части города, расположенной южнее Шатского водохранилища, подальше от северной промзоны с её вредными химическими производствами. Так что пассажиропоток здесь, к тому времени, снизился уже весьма заметно. Путей на станции, со временем, тоже сильно поубавилось, о чём говорит проплешина посередине:
Крайний правый путь тут - соединительная линия Новомосковск-2 - пост 205 километр - прямой выход с Новомосковска в сторону Москвы. Когда-то именно по нему и ходил дизель-поезд прямого сообщения Новомосковск - Москва - но его давно уже не существует. И только старое здание вокзала, 1948 года постройки - свидетельство того, что когда-то тут кипела пассажирская жизнь:
Но и для него самого это тоже всё в прошлом:
А вон и привет из того самого прошлого:
ЭР2-1188 идёт из Маклеца на Бобрик-Донской:
Очень и очень не спеша едет. Как будто бы тянет время, пытаясь его замедлить. Остановить те мгновения, что были, те, что уже не вернуть. Те, что даже не в каждой памяти остались. Как-то так:
И уезжает. То ли вперёд, в прошлое, то ли назад, в будущее. Лично я так и не смог определить, куда именно.
|
</> |