Новомосковск железнодорожный. Часть 2

топ 100 блогов dennism26.09.2016 Когда-то новомосковский городской железнодорожный узел, с его электрифицированными под движение электропоездов линиями, представлял собой букву Х - где две левые палочки - основной ход Маклец - Урванка - Бобрик-Донской, правая верхняя - линия Анилиновая - Урванка, и правая нижняя - Урванка - Московская. Причём, расписание было составлено так, что электрички ходили только по маршрутам Бобрик-Донской - Маклец (или укороченными до станции Северная), либо Московская - Анилиновая. На узловой станции Урванка происходило скрещение поездов - они прибывали туда, с разных конечных, одновременно. И пассажиры, едущие, скажем, с Московской на Северную, делали тут пересадку - наличие двух платформ на Урванке делало её полным аналогом кросс-платформенных станций московского метро, типа "Китай-города". Что было весьма удобно.

Однако, с началом двухтысячных, начался всеобщий упадок пригородного транспорта - что не миновало и новомосковский узел. Первой пало движение по линии Урванка - Анилиновая, ведшей в промзону, расположенную на северо-востоке города. В 2001 году движение электропоездов по ней было отменено. Сама линия сохранилась - на ней расположена крупная сортировочная станция Промгипсовая, обслуживающая несколько крупных предприятий Новомосковска - небезызвестный "Проктор & Гамбл", например. Располагавшиеся на ней пассажирские платформы Аэрозольная и Анилиновая тоже целы... но до них, в этот раз, мы не дошли. В 2009 году закрыли и позже разобрали линию Урванка - Московская. Я успел на ней побывать, и даже проехать по ней на электричке за два дня до закрытия движения.

После такого разгрома пассажиропоток на новомосковском "полукольце" стал стремительно уменьшаться. И сейчас превратился почти в ничто. Депо Новомосковск, раньше обслуживающее исключительно местную электрифицированную линию, несколько лет назад объединили с моторвагонным депо Тула, и сделали основным. Плюс - передали сюда дизель-поезда из депо Узловая. Сейчас депо Новомосковск, помимо электропоездов, обслуживает рельсовые автобусы РА1 и РА2. В том числе, и те, что работают в Московской области на линиях Голутвин - Озёры и Кривандино - Рязановка. Вон на путях стоит РА1 с последней:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

В депомы не полезли - ибо чревато, а обошли его вдоль путей от Урванки в сторону следующей в сторону Маклеца станции Ключёвка. За деповским забором виднеются разгромленные вагоны от дизель-поезда ДПМ-1, когда-то ходившего несуществующим ныне маршрутом Новомосковск - Ожерелье - Москва:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Вид в сторону Урванки:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А это в обратную сторону. Двухпутка слева - это основной ход - те самые две левые палочки - Бобрик-Донской - Маклец. Прямо - линия на Анилиновую. Электрификация на ней полностью снята:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

По преданиям старожилов, прибытие и отправление электричек с Урванки на Маклец и на Анилиновую происходило одновременно. И на участке до того места, где линии расходятся, машинисты устраивали состязание - кто кого перегонит. Анилиновским было сложнее - линия тут идёт на заметный подъём:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А за подъёмом сразу кривая:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Линия взбирается здесь на путепровод, под которым проходит линия Ключёвка - Новосокольники:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Вот по ней движения пригородных поездов, вроде бы, никогда не было. Вид в сторону Ключёвки:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Сразу за путепроводом линия начинает спускаться к станции Промгипсовая. К ней же подходит и линия Ключёвка - Промгипсовая - основная сейчас для движения грузовых поездов. На Промгипсовой стоял состав под зелёным тепловозом 2ТЭ10М, и закрывшийся переезд говорил о том, что сейчас пойдёт поезд. Однако поехал не тот самый 2ТЭ10М, а вынырнувший из-за него тепловоз в корпоративном окрасе:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Пусть не зелёный - зато "тройник" - 3ТЭ10М-1397:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Потащил состав на север:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А зелёный 2ТЭ10М-2467 так и остался стоять на станции. Я попробовал подойти к нему поближе - но провалился по пояс в густую колючую траву. Да, Новомосковск - это не Москва, где любую травку тут же пускают под косилку, едва она достигнет высоты в пять сантиметров :)

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Дальше мы погуляли по новомосковским районам Гипсовый и посёлок Депо, и вернулись к депо Новомосковск, только с другой стороны. Ворота:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

За забором стоят выцепленные из составов прицепные вагоны РА2:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

РА1-0053 всё так и скучает на путях:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

По времени, с Урванки должна была отправится электричка на Бобрик-Донской, на которой мы решили доехать до Новомосковска-первого. Некстати ливанул дождь, под которым в сторону Маклеца промчался одинокий 2ТЭ10М:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Но мы успели добежать до платформы, не особо промокнув:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Едет типичная новомосковская электричка:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Оооо, эта ностальгия от поездки на древней зелёной ЭР2 :) Деревянный "сафоновский" салон, вой изношенных редукторов при разгоне, лязг автосцепок, стук хлопающих самостоятельно открывающихся и закрывающихся салонных дверей, дребезжание компрессора под полом, и раскачка вагона на стрелках :) Непередаваемо! А ещё - форточки, нормально открывающиеся вверх форточки!!! Правда, мне поддалась только четвёртая по счёту :) Но всё равно - для приступа острой ностальгии этого достаточно. Хотите испытать то же самое - добро пожаловать в Новомосковск, заповедник Московской железной дороги :) Пользуйтесь случаем проехать на таком вот гибриде, где один головной вагон - от ЭР2-3056, а второй - от ЭР2-1202:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А оба моторных вагона - ещё от чего-то, и оба разные. Спешите, а то уедет совсем:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Дальше мы с Сергеем разделились - он отправился по своим делам, а я поехал в северный Новомосковск. О нём у меня будет отдельный рассказ, но это потом. А я, погуляв по останкам старых кварталов, вышел на то место, где ранее располагалась основная железнодорожная станция этой части города - Новомосковская-2. Изначально это была крупная сортировочная станция. Именно сюда стекались все грузы с новомосковских заводов. Однако, к концу восьмидесятых проезд тяжёлых грузовых поездов по мосту через Любовское водохранилище запретили - из-за его обветшания. Грузы южной части Новомосковска стали формировать на станции Сборная-Угольная. А Новомосковскую-2 перевели в разряд грузовых станций. До 2007 года здесь была и остановка электричек - однако, её отменили, перенаправив пассажиров на расположенную восемьюстами метрами севернее платформу ГРЭС. А годом позже, в 2008, и саму платформу разобрали. Была она где-то вот здесь:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Сам Новомосковск-северный, как жилой район, к тому времени активно расселяли, переселяя жителей из обветшавших домов постройки начала тридцатых годов в новые микрорайоны основной части города, расположенной южнее Шатского водохранилища, подальше от северной промзоны с её вредными химическими производствами. Так что пассажиропоток здесь, к тому времени, снизился уже весьма заметно. Путей на станции, со временем, тоже сильно поубавилось, о чём говорит проплешина посередине:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Крайний правый путь тут - соединительная линия Новомосковск-2 - пост 205 километр - прямой выход с Новомосковска в сторону Москвы. Когда-то именно по нему и ходил дизель-поезд прямого сообщения Новомосковск - Москва - но его давно уже не существует. И только старое здание вокзала, 1948 года постройки - свидетельство того, что когда-то тут кипела пассажирская жизнь:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Но и для него самого это тоже всё в прошлом:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

А вон и привет из того самого прошлого:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

ЭР2-1188 идёт из Маклеца на Бобрик-Донской:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

Очень и очень не спеша едет. Как будто бы тянет время, пытаясь его замедлить. Остановить те мгновения, что были, те, что уже не вернуть. Те, что даже не в каждой памяти остались. Как-то так:

Новомосковск железнодорожный. Часть 2

И уезжает. То ли вперёд, в прошлое, то ли назад, в будущее. Лично я так и не смог определить, куда именно.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
    ...
Писатель Андрей Курков (один из немногих, выдерживающих дистанцию по отношению к текущим событиям на Украине,) дал эксклюзивное интервью газете The Guardian на языке своей жены. Он поделился с англичанами ноу-хау (или это нынче лайфхэки?), с помощью которых киевский бомонд (местный и ...
Глава Украинского еврейского комитета Эдуард Долинский снова поведал о том , как на Украине героизируют нацистских преступников. «В Литине Винницкой области прошли торжественные мероприятия в честь 110-летия нацистского военного преступника, коменданта украинской милиции и ...
Специальный шампунь для кошек – это то средство, которое в обязательном порядке должно быть у каждого заботливого владельца домашнего питомца. Тем, кто только собирается обзавестись таким продуктом, можно порекомендовать не торопиться покупать дешевый товар, представленный на полках ...
  Вот я не хотела в своем салатно-закусочном проекте показывать что-то с майонезом......сама не ем - и другим не советую)))).....Ну в этом салате его совсем немного и это любимый салат моего мужа))))) Нам понадобится: отварная говядина, ...