Новогодние и рождественские фото открытки, официальные и не очень - немного
kavery — 10.12.2021 В рамках задания о новогодних фотографиях я попробую написать пост на тему, о которой не так много есть информации, к сожалению. На самом деле эта тема обширная и я даже не знаю сейчас, что выйдет у меня к концу поста, и не придется ли мне писать еще несколько постов чтобы охватить ее со всех сторон. Толковых исследований на тему сего предмета я не нашла. Только некоторые материалы по отдельным аспектам вопроса.Сразу оговорю - те открытки, которые я тут буду использовать из своей коллекции, я специально подпишу, остальные примеры найдены в сети.
И так, поговорим о новогодних фото открытках и открытках с фото.
фото открытки из моей коллекции
Пару слов о терминологии.
Во-первых для краткости я пишу "новогодние", хотя тут будут "рождественские" и "новогодние" открытки, их стоит различать, но в данном контексте - это не так принципиально.
Во-вторых, давайте определимся, что такое фото открытка.
Уже почти с самого начала появления художественных открыток, как только развитие фотографии позволило это технически, многие издатели стали тиражировать открытки методом проекционной(оптической) печати. Это коммерческая открытка с фотографией.
В начале 20 века, точнее в последние годы 19 компания "Кодак" сделала фотоаппараты более доступными для широкой публики, и кроме того стала выпускать бумагу формата открытки и с напечатанным на ее обороте текстом, позволявшим сами печатать фото-открытки. Это привело к тому, что такие самодельные фото стали вытеснять салонные фото, которые были более дорогими. Фотографы стали терять доход. Что им оставалось делать, они сами стали выпускать фото-открытки.
Вот как дает определение такой открытки чикагский музей открытки :
Real Photo Postcard (RPPC) - A term coined to distinguish between commercially printed photographic images and an actual photograph printed on photograph paper with a preprinted postcard back. Real photo cards are more desirable than commercially printed postcards. Most real photos are one of a kind, while commercially printed photographs were produced in large quantity.
Настоящая фото открытка (RPPC) - термин, введенный для различения коммерчески напечатанных фотографических изображений и реальной фотографии, напечатанной на фотобумаге с предварительно отпечатанной обратной стороной открытки. Настоящие фотокарточки более желательны, чем коммерчески напечатанные открытки. Большинство реальных фотографий являются единственными в своем роде, в то время как коммерчески напечатанные фотографии были произведены в большом количестве.
На самом деле настоящие фото открытки часто существовали не в единственном экземпляре. Потому что оставшиеся без клиентов фотограф вынуждены были сами заняться изготовлением таких фото-открыток. Подбирали для них реквизит, составляли композиции и продавали потом или у себя в ателье или сдавали в продажу торговцам. Надписи было делать дорого, часто они просто выцарапывались на негативе. Некоторые фотоателье ставили сзади свой штамп или делали маркировку, но такое делали далеко не все. И конечно нигде не писались тиражи и прочие данные.
И так чтобы не наводить больше туману, подытожим: есть официальные открытки с фото, которые выпускались большим тиражом и были напечатаны на обычной бумаге. И есть настоящие фото открытки, которые печатались на фотобумаге часто неофициально и небольшим тиражом, или в единичном количестве.
Новогодняя тема в фотографиях была широко представлена на коммерсческих открытках и фото-открытках.
Вот еще две открытки из моей коллекции
Судя по оборотам (см. спойлер) всех трех моих открыток, это коммерческие открытки.
Вот еще немного фото открыток начала века. Первая часть, это скорее коммерческие открытки. Но на 100 процентов, не держа в руках открытку, сказать сложно. А на аукционе Ebay похоже что все открытки с фотографическим изображением отправляют в категорию не коммерческих, а фото открыток. Так что тут я высказываю скорее преположение.
Как вы увидите, открытк в подборке из разных стран.
Обратите внимение, что Санты на них весьма своеобразные, впрочем, на многих не Санта, а Пер Ноэль, поскольку открытки французские. Но дела это не меняет, такого увидишь у себя под ёлкой, и заикой станешь. :) А вот характерного Санта Клауса почти нигде еще нет.
Обратите внимание, тут даже стоит копирайт.
А вот это настоящие фото открытки. Тут я на 100 процентов уверена. Об этом говорит и более любительское построение фото, и название лейбла производящего фотобумагу. Такие открытки очень интересно рассматривать, потому что на них много интересных бытовых деталей. Вот оно настоящее Рождество начала века, именно так выглядели елки, такими были декорации.
Кому интересно, то вот тут собраны лейблы фирм, выпускавших бумагу для таких фото открыток.
Фото открытки были популярны в Европе и в Америке довольно долго, например большой интерес к ним был в годы Первой мировой войны, потому что такие открытки были дешевле и проще в изготовлении в военных условиях.
Подобные открытки имели хождение в разных странах. Как обстояло с фото-открытками в царской России я пока не могу сказать, допускаю, что такое могло существовать, но именно в частном порядке. Потому что цензура в России была жесткая. Коммерческие открытки с фото были, хотя многие из них были копиями открыток европейских. Развитие аутентичной русской открытки только набирало обороты, и тут случился 1917 год.
Для открыток наступили черные времена. Во-первых, в первые годы Революции было вообще не до открыток. А потом отменили Рождество. А все милые радости, которые изображались обычно на новогодних открытках были объявлены буржуазной пошлостью и попадали тоже в немилость.
«Сплошь и рядом под видом художественных ценностей продвигают в массы самую отвратительную пошлость и бульварщину, самую невероятную мещанскую гниль, которая разлагает и развращает сознание, которая нагло и цинично попирает лучшие завоевания революции!». Это пишет критик А. И. Михайлов в журнале «Даешь» в 1929 году (№10).
Вся печатная продукция подвергалась цензуре, и из всех печатавшихся тогда открыток удалялось всякое вредное содержание, то есть всякое мимими, кавай и котики, как бы мы сейчас сказали. А как человек без котиков то проживет?
И появляются неофициальные, базарные открытки. По сути это тоже были те самые неофициальные фото открытки о которых я писала выше. Только советская версия со своими нюансами. Первые такие открытки относятся к периоду НЭПа, т. е. 30- годам. Печатали их частные лица и небольшие фотомастерские, на оборотной стороне нет ни каких выходных данных. Часто такие открытки распространяли на рынках, в поездах, на курортах. Фотографии для таких открыток иногда брали со старых дореволюционных открыток, только ретушировали, да и не сильно какие-то совсем уж запретные для советских людей вещи.
В 30-е годы вернули советским людям Новый год, а вот открыток толковых не придумали. Ситуация сохранялась и после Великой Отечественной войны. Именно на этот период, с 1945 по 1958 год приходится расцвет нелегальных фото открыток. Хороших открыток выпускалось мало, часто они были слишком политизированы. А кустари одиночки выпускали открытки с милыми и понятными сюжетами. Кроме того, в стране оказалось большое количество трофейных открыток, которые брали как образец для фотокопирования. Для пущей красоты открытки вручную раскрашивали анилиновыми красителями или даже! золотой краской (Шик!) и блестками.
Еще одной отличительной чертой таких новогодних открыток было указание конкретного года. "Годовички" официально выпускались очень редко, для больших тиражей это было не выгодно, а вот крохотные частные производители могли себе такое позволить. Так же иногда были фотографии и надписи с указанием места, такое на официальных открытках тоже не делалось, ну разве что исключениями были Москва и Ленинград.
Выпускали открытки и небольшие артели, их название иногда указывалось на обороте . Возможно, что такие тиражи даже печатались с разрешения властей, но было это в небольших городах .
Клинцовская артель Объединение 1958г.
г. Тамбов артель "Бытработник" 1957г.
Артель им.Парижской Коммуны ответствен по выпуску Потапов К.И. 1957г.
А вот еще интересный вариант открыток. Они были и своеобразными фоторамками. Не нашла информации, но допускаю, что такое могли выпускать фотоателье для своих клиентов.
Как мы видим из этой подборки, кустари часто брали вполне патриотичные темы или модные, например полеты в космос. Возожно, поэтому, хотя милиция и ловила продавцов нелегальных открыток, но угрозы идеологической они не так чтобы представляли. Поэтому продавцы не перводились. У нас в стране все так и бывает, вроде нельзя, но можно, если...
Надо сказать, что выпускали у нас и совсем официальные фото открытки. Это был дешевый способ насытить рынок.
У меня есть три вот таких чудесных официальных открытки
Как видно на этом обороте есть все выходные данные. В том числе и тираж, и цена, и год издания.
Виктор Михайлович Свешников (1907‑1993) – художник‑график, уроженец Санкт‑Петербурга. В конце 1920‑х гг. он впервые выступил как плакатист, в 1932 г. участвовал во всесоюзной выставке «Плакат на службе пятилетки», проходившей в Москве. В 1930‑х гг. В.М. Свешников пробовал себя в области советского лубка и книжного оформления. В 1937 г. он поступил на факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в 1939 г. стал участником всесоюзной выставки молодых художников, посвященной двадцатилетию ВЛКСМ. Обучение прервала Великая Отечественная война. В 1943 г. помощник наводчика ефрейтор В.М. Свешников, служивший в 4‑м стрелковом полку 98‑й стрелковой дивизии, был награжден медалью «За оборону Ленинграда» (впоследствии, в 1985 г., ему вручат Орден Отечественной войны II степени). Институт он окончил в 1947 г.; руководителем его дипломной работы (иллюстрации к сказке А.Н. Островского «Снегурочка») являлся В.М. Конашевич, один из крупнейших советских художников книги. С того времени В.М. Свешников иллюстрирует книги, работает над литографиями, плакатами и открытками, оформляет наборы фотоминиатюр и фотовыставок, разрабатывает дизайн нескольких колод сувенирных карт, участвует в выставках ленинградских художников и в экспозициях книжной графики
Несколько слов об этом издательстве
С первых времен своего существования, с конца XIX в., изобразительная открытка воспроизводила не только созданные художниками работы, но и фотографии, репродуцирование которых осуществлялось типографским способом или же посредством тиражирования снимка непосредственно на фотобумаге. Подобным способом в СССР в середине XX в. печатались открытки как кустарные (они распространялись затем в поездах, на вокзалах и рынках), так и официальные, проходившие цензуру.
В Ленинграде изданием массовой фотопродукции еще до начала Великой Отечественной войны занималась производственно‑художественная фотомастерская «Ленфотохудожник», находившаяся, по данным на 1940 г., в ведении Управления культурно‑просветительными предприятиями Ленгорсовета (затем – Ленгорисполкома, после его образования в 1941 г.). В 1947‑1948 гг. «Ленфотохудожник» именовался фотостудией, а с 1949 по 1959 г. – госфотокомбинатом; его издательская марка – вписанные в круг буквы «Л Ф К».
С 1960 г. Управлению культуры исполкома Ленгорсовета подчинялся уже «Ленизокомбинат», на изданиях которого стояла марка «Лик». После возникновения в 1963 г. Государственного комитета Совета министров РСФСР по печати «Ленизокомбинат» перешел в его ведение и в 1964 г. стал Комбинатом изопродукции № 1 Росполиграфпрома Государственного комитета Совета министров РСФСР по печати (однако марка у него осталась прежней).
Заслуга этих издательств, для которых работали лучшие ленинградские фотографы, – наборы фотоминиатюр и многочисленные открытки с видами города на Неве. Они выпускали также и поздравительные открытки, среди которых больше всего новогодних. Иногда сюжетом поздравительных открыток становились виды Ленинграда. Чаще всего они встречаются именно на поздравлениях с Новым годом, а не с 7 ноября или 1 мая, и дополняют картину зимнего города, которому издательства посвящали не так уж много открыток (впрочем, здесь требуются определенные оговорки: иногда зимний колорит поздравительным открыткам придавал ретушер или художник). Если же принять в рассмотрение новогодние открытки, над которыми работали художники, то окажется, что в них ленинградская тематика представлена на удивление скудно, – тем значительнее вклад в нее «Ленфотохудожника» – Комбината изопродукции № 1.
(Источник)
Игрушки на новогодих открытках «Ленфотохудожник»
|
</> |