Новый взгляд на Теорию Относительности
artyom_ferrier — 01.03.2019Давеча я признался в своём бессилии понять Теорию Относительности, особенно - в плане практических выводов из неё, а именно: сумеем ли мы когда-нибудь летать на выходные на Пандорру поохотиться на тахоргов, или в любом случае межзвёздные перемещения будут занимать десятилетия и века земного времени (хотя у астронавтов на борту, возможно, время будет течь гораздо медленнее, но кто захочет вернуться на работу через триста лет?)
Вот этого я не понял, разрешает ли ТО разгонять звездолёты существенно выше световой скорости относительно стартовой площадки. Но, вроде бы, скорость света постулируется как предельная. Или, опять же, я не понял.
И тут подумалось следующее.
Вот что можно увидеть, взяв в руки любой школьный учебник истории? Ну, преимущественно — это повествование о том, как мы убивали друг друга. Иногда — расписывается также, как мы выдумывали обоснования, чтобы убивать друг друга больше и качественнее, это у нас называется «религия» и «философия». Часть материала — про то, как мы прославляли особо эпичные бойни, и это называется «искусство».
Во всяком случае, такое могло сложиться впечатление у стороннего наблюдателя, которому попал бы в руки наш учебник истории на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Он мог бы решить, что данная цивилизация страдает (вернее, наслаждается) излишней воинственностью и пока ещё не вышла из angry adolescence. Что она слишком легко устраивает взаимоистребительные войны из-за какой угодно фигни.
И в общем-то, с учётом последующих событий двадцатого века, такой наблюдатель был бы прав в своих выводах.
Тогда же, в самом начале двадцатого века, он видит, что эта диковатая цивилизация делает неплохие успехи в научном прогрессе и вот-вот выйдет в космос.
Человек практически готов к запуску аппаратов на орбиту (лишь чуть-чуть осталось допилить материалы и технику) и вовсю мечтает о дальних межзвёздных странствиях, о покорении новых миров.
С точки зрения стороннего наблюдателя, выпускать сейчас человека в космос, тем более дальний — всё равно что запустить гиперактивного тоддлера в музей восковых фигур. Он им поотрывает уши и носы не со зла даже, а просто из любопытства и по приколу.
Если же учесть, что этот музей — по совместительству ещё и лаборатория бактериологического оружия, то этот тодлер, если освоит быстрые перелёты, рискует притащить на Землю такую заразу, что бубонная чума четырнадцатого века покажется чем-то вроде насморка.
Но просто запретить человеку космические прогулки, поставив на орбите свой крейсер — это слишком инвазивно и вообще непедагогично. Это сразу даст человечеству ответ на вопрос «Одиноки ли мы во вселенной». Убедительный ответ — с плохо прогнозируемыми последствиями.
Поэтому сторонние наблюдатели могут действовать тоньше.
Итак, человечество хочет узнать, возможны ли космические перелёты на сверхсветовых скоростях. И в принципе готово допустить, что ещё как возможны.
Что тут может смущать? Пожалуй, лишь то соображение, что звездолёт, подлетающий к Земле со сверхсветовой скоростью, окажется на орбите раньше, чем будет виден. То есть, пока не затормозит — он будет обгонять исходящий от него свет.
Звучит, конечно, диковинно — но в принципе постижимо. В конце концов, так же бывает со звуком. Пуля, выпущенная из винтовки, обгоняет производимый ею звук, поэтому её сначала осязают, а потом только слышат. Почему бы и звездолёту не порождать такой же эффект, только уже не со звуком, а светом?
Разумеется, чтобы разогнаться до таких скоростей — потребуется изрядная энергия. Но, вроде бы, ничего теоретически недостижимого. В отсутствие сопротивления среды, в отсутствие значительных гравитационных воздействий (после выхода из Солнечной системы) — достигнутая скорость сохраняется сама собой, инерция практически не гасится, а каждая новая лопата антиугля в топку фотонного движка — даёт дополнительное ускорение.
Если у тебя масса топлива превышает массу пепелаца и всё топливо вылетает назад в виде света — ты имеешь все шансы разогнаться до скоростей, значительно превышающих световую. Подобно тому, как и сейчас космические аппараты, выходя на орбиту, разгоняются до скоростей, многократно превышающих скорость реактивной струи в их движках.
Поэтому, покуда человечество не приблизилось к околосветовым скоростям на практике — нужно было создать какой-то теоретический облом на пути мечтаний о полётах на каникулы в Магелланово облако. Представить дело так, что будто бы это в принципе невозможно. Или возможно — но с гигантскими, по земному времени, интервалами между отлётом и возвратом. Так, чтобы у человечества опускались руки и оно не больно-то рвалось в космос, уверившись, что за пределами Солнечной системы ему ничего не светит в обозримом будущем, а в Солнечной системе — нет ничего особо интересного.
И вот находят действительно гениального, амбициозного и слегка повёрнутого учёного, способного к неординарному мышлению и восприятию нетривиальных концепций — и впаривают ему теорию, где многое соответствует реальности, потому она будет давать сбывающиеся прогнозы, но при ответе на простой вопрос «Можно ли метнуться на Магелланово облако на каникулы?» - инвестор слышит нечто такое, что у него сворачивается горизонт планирования, а мозг сплющивается в сплошную сингулярность.
Причём, концепция составлена так, что её не уличишь в какой-то явной мистификации. Да собственно, она и должна быть верна по сути. Но просто вот имеет такой вид, что ум заходит за разум, а руки опускаются у среднестатистического инвестора.
И, возможно, сторонние наблюдатели, аккуратно подсовывая ТО Эйнштейну, с одной стороны сообщили важную информацию, а с другой — кое-что утаили. Чтобы человечество увидело будто бы непреодолимое препятствие на пути межзвёздных быстрых перемещений, поменьше вкладывалось во всякие ионные и фотонные движки (зачем, когда практическая колонизация дальних миров всё равно невозможна?), побольше приморочилось уточнением теории (совмещение ТО с квантовой механикой, струны, всё такое) и пересидело свою пубертатную агрессию за компьютерными игрушками, прежде чем выяснять на практике, одиноко ли оно во вселенной.
|
</> |