"Новый" корпус мастерских Императорского Строгановского училища - МАРХИ
vladimirdar — 11.01.2024«Новый корпус» мастерских Императорского Строгановского Центрального художественно-промышленного училища, которому в начале ХХ века принадлежало владение на ул. Рождественка (дом 11/4, к.1, стр.4) построен в 1914 году и это было самое «новое» здание в пределах территории принадлежавшей Артемию Петровичу Волынскому, государственному деятелю (в 1719-1730 гг. — астраханский и казанский губернатор, а с 1736 года — кабинет-министр императрицы Анны Иоанновны). В 1742 году владельцем обширной усадьбы стал сын Волынского Петр, а в 1759 году - зять Петра Артемьевича граф Иван Илларионович Воронцов, сын которого, Артемий Иванович, впоследствии был крестным отцом А.С. Пушкина. Старинные палаты были тогда перестроены по проекту К. Бланка.
Впоследствии в первое десятилетие XIX века владение по Рождественке было приобретено для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии. Огромный сад Воронцова, спускавшийся террасами до реки Неглинки, был приспособлен под ботанический сад с участками для разведения лекарственных растений. В конце 1880-х годов медицинские клиники университета начали переводить в новые, специально построенные для них здания на Девичьем поле. Территория и здания старых клиник поступили в ведение Министерства финансов, которое передало их художественно-промышленному училищу, основанному государственным деятелем графом С.Г. Строгановым. На части территории, выходящей на Неглинную улицу, было построено здание Государственного банка, а участок владения, лежавший на углу Кузнецкого моста и Рождественки, был продан С. М. и П. М. Третьяковым. Строгановская школа готовила для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу, по волокнистым веществам. Строгановское училище с 1843 года стало государственным.
Решение о строительстве Нового корпуса было принято еще в 1909 году, когда стала очевидной потребность в новых помещениях для мастерских Строгановского училища. Разработка проекта была поручена А.А. Галецкому, московскому зодчему эпохи модерна, с 1907 года занимавшему должность архитектора училища. Галецкий решает Новый корпус в стилистике рационального модерна, с оригинальными пространственными решениями и проработанным функциональным зонированием. При его создании в полной мере были учтены специфика учебного процесса художественного училища, требовавшего создания соответствующих помещений – просторных, высоких, хорошо освещенных залов, а также функциональные особенности различных производств. Принятый и утвержденный проект был близок к осуществленному в результате, однако в 1911 году. А.А. Галецкий отказывается от участия, и доработка проекта передается архитектору А.В. Кузнецову.
Кузнецов внес ряд изменений, касавшихся, главным образом, декора и интерьеров здания, и ввел новые формы конструкций. Новый корпус стал одним из первых зданий Москвы, выполненных из непривычного тогда железобетона. Кузнецову принадлежит и оригинальное решение центральной лестницы, ставшей визитной карточкой корпуса. Интересно, что на первоначальных кузнецовских чертежах и эскизах здание имело богатый архитектурный декор, однако на завершающем этапе строительства, по причине нехватки средств, от него отказались. Для экономии средств на отделку здания дорические капители колонн были заменены новаторскими конусообразными. Решение оказалось удачным, и в дальнейшем такие капители неоднократно применялись в архитектуре московских зданий.
Датой открытия Нового корпуса условно может считаться 1 сентября 1914 года, когда были закончены строительные и отделочные работы. Но началась Первая мировая война и в новом здании немедленно был размещен госпиталь Московского Городского Кредитного общества, оборудованный по последнему слову развития медицины того времени. Он функционировал автономно от Строгановского училища - главный вход был устроен с Сандуновского переулка, а в одноэтажной части здания со стороны внутреннего двора, выстроенной для размещения скульптурной мастерской, разместилась временная госпитальная часовня.
Революция и окончание войны ознаменовало новый этап в истории здания: Строгановское училище было реорганизовано в I-е Свободные Государственные художественные мастерские, которым все еще требовались помещения. Таким образом, в 1918 году Новому корпусу была фактически возвращена его изначально задуманная функция художественных мастерских – но уже в новом учебном заведении, ставшем одним из ключевых центров реорганизации художественного образования.
После создания в 1920-х ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские), здесь, в Новом корпусе, размещается его основное отделение, дерметфак, полиграффак, читается курс пропедевтики, в одноэтажной части 1 этажа размещается скульптурная мастерская. На крыше корпуса располагается спортзал (по отзывам современников – лучше всего оборудованный в Москве) и открытые площадки, также использовавшиеся для спортивных занятий.
При организации в 1930 г. Архитектурно-строительного, а в 1933 г. – Московского архитектурного института, помещения бывших мастерских продолжали использоваться как учебные аудитории. В 1935 г. часть корпуса занимает Министерство высшего образования, в 1939 г. расширившее свои владения, заняв половину всего здания. В результате создавшейся нехватки учебных помещений в 1960-е гг. МАРХИ застраивает крышу Нового корпуса учебными аудиториями. Лишь в 1970-х гг. министерство выезжает с Рождественки, возвратив здание Архитектурному институту.
В 2006 году на месте бывшей скульптурной мастерской открылась Галерея ВХУТЕМАС - значимый центр популяризации творческого наследия русского авангарда, становление которого когда-то происходило в ее стенах. За время существования галереи в ней был проведен целый ряд выставок, лекций и конференций, посвященных как истории и персоналиям русского авангарда, так и современным российским и зарубежным мастерам архитектуры, дизайна и других видов искусства.
Источники:
Дедушкин А. Дворец на Рождественке. Живой журнал
Малясова Г. «Новый корпус» МАРХИ. Портал «Узнай Москву»
© Vladimir d’Ar, 2024