Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" - Письменность,
vladimirdar — 06.01.2024Правители царства Урарту принесли на территорию нагорья свою письменность, развитую культуру и искусство, во многом ориентированные на богатейшее художественное наследие древней Месопотамии (в частности, соседней Ассирийской империи). Среди находок, подтверждающих связь Урарту с Ассирией, представлены царские надписи и три глиняные таблички с административно-хозяйственными текстами. Письменность являлась одним из связующих звеньев между этими древними государствами.
Надпись на камне: «Богу Халди, господину своему, Аргишти [Сын Менуа], построил [этот дом] и [крепость в совершенстве], назвал город Эребуни — для защиты страны Биайна, для устрашения вражеских стран. Аргишти говорит: земля была пустынной, здесь я совершил великие дела. Аргишти [сын Менуа]».
Здесь и ниже я даю фото фрагменты клинописи крупным планом. Мне всегда было любопытно: действительно ли все эти бесчисленные выемочные «пирамидки» клинописных знаков по базальту делались вручную, долотом и молотом? Настолько в основном гладкие, ровные поверхности углублений, что усомнишься, это ведь не мягкая глина перед обжигом, должны же быть неизбежные частые сколы. Но нет, в основном все аккуратно и ровно. Очевидно, мастера обладали изощренными приемами написания памятных надписей без брака...
Надпись на памятном строительном блоке: «Величием бога Халди, Сардури, сын Аргишти, построил этот дом «барзидибдуни» и заполнил эти зернохранилища: в одном зернохранилище — 11 884 капи, во втором зернохранилище 8200 банеш. Сардури — могучий царь, царь страны Биайна, правитель города Тушпа»
В третьем разделе выставки представлены памятники культуры эпохи Ервандидов (VI-IV века до н.э.), найденные в бывших урартских центрах Армянского нагорья. После исчезновения Урарту наследие этого царства становится фундаментом, на который опиралась в своем развитии древнеармянская культура эпохи Ервандидов. В середине VI века до н.э. эти территории вошли в состав империи Ахеменидов как сатрапия Армения. Это наглядно показывает первое упоминание Армении в Бехистунской трехъязычной надписи царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э., которое вынесено в подзаголовок в названии выставки. В древнеперсидской версии надписи страна названа «Армина», в эламской – «(Х)арминуя» (Армения), а в аккадской – «Урашту» (Урарту).
Краснолощеный кувшин повторяет в глине парадные сосуды из драгоценных металлов постурартской эпохи.
Клад «Эрибуни». Серебряные ритоны (фото ниже) были найдены весной 1968 года жителем Нор-Арешского района Колей Абрахамяном во дворе частного дома недалеко от крепости Эребуни во время строительных забот. Согласно отчета найдено пять серебряных предметов, один из которых исчез. Уцелевшие переданы в музей Эребуни в 1968 году.
Три серебряных ритона могут быть причислены к самым роскошным произведениям искусства эпохи Ахменидов, найденных на территории Армении. Это очень редкие памятники для этого региона.
Представленный на выставке ритон с протомой коня предназначен для возлияний во время религиозных церемоний
Большой интерес представляет ритон «с конем и всадником»
Одежда всадника и шлем с изображениями птиц говорят о его высоком социальном статусе
Заключительный раздел выставки посвящен изучению культуры Урарту в Пушкинском музее. В экспозиции показаны редкие архивные материалы совместной экспедиции Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Эребуни, хранящиеся в Отделе рукописей Пушкинского музея: натурные акварельные рисунки росписей, графические реконструкции архитектурных построек, полевые дневники с зарисовками находок и фотоальбомы, собранные по археологическим сезонам. Архив сохранился благодаря руководителю отряда ГМИИ С.И. Ходжаш и ее соратнице по раскопкам А.А. Демской, которая его систематизировала.
В этом разделе выставки также представлены результаты совместного с ГОСНИИР масштабного исследовательского проекта по реставрации и реконструкции росписей из Эребуни в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, который был реализован при поддержке Владимира Эдуардовича Карташяна.
Материалов очень много. Тех, кого интересуют детали археологических и реконструкторских работ по теме определенно увлечет этот раздел.
Наверное, в заключение, следует дать краткий итоговый отзыв. Выставка сильная, погружающая в контекст. Наверное, захочется там лицезреть некие неотразимые шедевры, как, например, на выставке «Фракийское золото» в Историческом музее в 2013 году. Но все же, несмотря сдержанное количество заметных артефактов, выставка определенно удалась. Организаторами была воссоздана уникальная, трепетная атмосфера тех давних времен. Рекомендую вчитываться в пояснительные текстовые справки на стенах у экспозиционных витрин. Так будет правильнее, чем просто рассматривать артефакты без информационной привязки. Также можно взять аудиогид, так будет совсем правильно. Выставка работает до 28 января. Можно вполне себе, не торопясь, ещё успеть.
Источники: материалы официального сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина и этикетаж выставки
© Vladimir d’Ar, 2024
Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Часть первая.
Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" - Искусство Урарту. Часть вторая.