Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" - Письменность,

топ 100 блогов vladimirdar06.01.2024
Всего 26 фото
Всего 26 фото

Правители царства Урарту принесли на территорию нагорья свою письменность, развитую культуру и искусство, во многом ориентированные на богатейшее художественное наследие древней Месопотамии (в частности, соседней Ассирийской империи). Среди находок, подтверждающих связь Урарту с Ассирией, представлены царские надписи и три глиняные таблички с административно-хозяйственными текстами. Письменность являлась одним из связующих звеньев между этими древними государствами. 

02. Каменный блок с царской надписью Аргишти I. Урарту. Тейшебаини (холм Кармир-Блур). Базальт. Историко-археологический музей-заповедник
02. Каменный блок с царской надписью Аргишти I. Урарту. Тейшебаини (холм Кармир-Блур). Базальт. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван

Надпись на камне: «Богу Халди, господину своему, Аргишти [Сын Менуа], построил [этот дом] и [крепость в совершенстве], назвал город Эребуни — для защиты страны Биайна, для устрашения вражеских стран. Аргишти говорит: земля была пустынной, здесь я совершил великие дела. Аргишти [сын Менуа]».

03. Каменный блок со строительной надписью царя Аргишти I. Урарту. Около 785/780 — 756 годы до н.э. Эребуни (холм Арин-Берд). Базальт. Исторический музей. Москва.
03. Каменный блок со строительной надписью царя Аргишти I. Урарту. Около 785/780 — 756 годы до н.э. Эребуни (холм Арин-Берд). Базальт. Исторический музей. Москва.

Здесь и ниже я даю фото фрагменты клинописи крупным планом. Мне всегда было любопытно: действительно ли все эти бесчисленные выемочные «пирамидки» клинописных знаков по базальту делались вручную, долотом и молотом? Настолько в основном гладкие, ровные поверхности углублений, что усомнишься, это ведь не мягкая глина перед обжигом, должны же быть неизбежные частые сколы. Но нет, в основном все аккуратно и ровно. Очевидно, мастера обладали изощренными приемами написания памятных надписей без брака...

04. Каменный блок со строительной надписью царя Аргишти I. Урарту. Около 785/780 — 756 годы до н.э. Эребуни (холм Арин-Берд). Базальт. Исторический музей. Москва.
04. Каменный блок со строительной надписью царя Аргишти I. Урарту. Около 785/780 — 756 годы до н.э. Эребуни (холм Арин-Берд). Базальт. Исторический музей. Москва.
05. Плита с царской надписью Сардури II. Вторая половина VII века до н.э. Урарту. Тейшебаини (холм Кармир-Блур). Базальт. Музей истории Армении, Ереван
05. Плита с царской надписью Сардури II. Вторая половина VII века до н.э. Урарту. Тейшебаини (холм Кармир-Блур). Базальт. Музей истории Армении, Ереван

Надпись на памятном строительном блоке: «Величием бога Халди, Сардури, сын Аргишти, построил этот дом «барзидибдуни» и заполнил эти зернохранилища: в одном зернохранилище — 11 884 капи, во втором зернохранилище 8200 банеш. Сардури — могучий царь, царь страны Биайна, правитель города Тушпа»

06. Плита с царской надписью Сардури II. Вторая половина VII века до н.э. Урарту. Тейшебаини (холм Кармир-Блур). Базальт. Музей истории Армении, Ереван
06. Плита с царской надписью Сардури II. Вторая половина VII века до н.э. Урарту. Тейшебаини (холм Кармир-Блур). Базальт. Музей истории Армении, Ереван
07. Фрагмент плиты с надписью Ашшурнацинапала II Ассирия. Новоассирийский период. IX век до н.э. Кальху (современный Нимруд). Алебастр. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
07. Фрагмент плиты с надписью Ашшурнацинапала II Ассирия. Новоассирийский период. IX век до н.э. Кальху (современный Нимруд). Алебастр. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
08. Фрагмент плиты с надписью Ашшурнацинапала II Ассирия. Новоассирийский период. IX век до н.э. Кальху (современный Нимруд). Алебастр. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
08. Фрагмент плиты с надписью Ашшурнацинапала II Ассирия. Новоассирийский период. IX век до н.э. Кальху (современный Нимруд). Алебастр. ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В третьем разделе выставки представлены памятники культуры эпохи Ервандидов (VI-IV века до н.э.), найденные в бывших урартских центрах Армянского нагорья. После исчезновения Урарту наследие этого царства становится фундаментом, на который опиралась в своем развитии древнеармянская культура эпохи Ервандидов. В середине VI века до н.э. эти территории вошли в состав империи Ахеменидов как сатрапия Армения. Это наглядно показывает первое упоминание Армении в Бехистунской трехъязычной надписи царя Дария I, датируемой 520 годом до н.э., которое вынесено в подзаголовок в названии выставки. В древнеперсидской версии надписи страна названа «Армина», в эламской – «(Х)арминуя» (Армения), а в аккадской – «Урашту» (Урарту).

Краснолощеный кувшин повторяет в глине парадные сосуды из драгоценных металлов постурартской эпохи.

09. Двуручный кувшин с фигурным носиком в виде льва (слева второй). Постурардский период. VI век до н.э. Аргиштихинили (около современного города Армавир). Глина. Историко-археологический музей-заповедник
09. Двуручный кувшин с фигурным носиком в виде льва (слева второй). Постурардский период. VI век до н.э. Аргиштихинили (около современного города Армавир). Глина. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван

Клад «Эрибуни». Серебряные ритоны (фото ниже) были найдены весной 1968 года жителем Нор-Арешского района Колей Абрахамяном во дворе частного дома недалеко от крепости Эребуни во время строительных забот. Согласно отчета найдено пять серебряных предметов, один из которых исчез. Уцелевшие переданы в музей Эребуни в 1968 году.

Три серебряных ритона могут быть причислены к самым роскошным произведениям искусства эпохи Ахменидов, найденных на территории Армении. Это очень редкие памятники для этого региона.  

10. Ритоны, в том числе с протомой коня из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
10. Ритоны, в том числе с протомой коня из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван

Представленный на выставке ритон с протомой коня предназначен для возлияний во время религиозных церемоний

11. Ритон с протомой коня из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
11. Ритон с протомой коня из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван
12. Ритон с протомой коня из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
12. Ритон с протомой коня из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван

Большой интерес представляет ритон «с конем и всадником»

13. Ритон. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
13. Ритон. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван

Одежда всадника и шлем с изображениями птиц говорят о его высоком социальном статусе

14. Ритон. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
14. Ритон. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван
15. Фиала с ложчатым орнаментом. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
15. Фиала с ложчатым орнаментом. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван
16. Кубок с орнаментом и отверстием на дне из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
16. Кубок с орнаментом и отверстием на дне из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван
17. Кубок с орнаментом и отверстием на дне из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник
17. Кубок с орнаментом и отверстием на дне из клада Эребуни. Постурартский период. Конец V — первая половина IV века до н.э. Ереван, квартал Нон-Ареш. Серебро. Историко-археологический музей-заповедник "Эребуни", Ереван
18. Ритон со скульптурной головой быка. Постурартский период. VI-V вв. до н.э. Аргиштихинили (около совр. города Армавир). Глина. Музей истории Армении, Ереван.
18. Ритон со скульптурной головой быка. Постурартский период. VI-V вв. до н.э. Аргиштихинили (около совр. города Армавир). Глина. Музей истории Армении, Ереван.
19. Статуэтка воина. Постурартский период. VI-V вв. до н.э. Айрум. Бронза. Музей истории Армении, Ереван.
19. Статуэтка воина. Постурартский период. VI-V вв. до н.э. Айрум. Бронза. Музей истории Армении, Ереван.
20. Статуэтка лошади. Постурартский период. VI-V вв. до н.э. Айрум. Бронза. Музей истории Армении, Ереван.
20. Статуэтка лошади. Постурартский период. VI-V вв. до н.э. Айрум. Бронза. Музей истории Армении, Ереван.

Заключительный раздел выставки посвящен изучению культуры Урарту в Пушкинском музее. В экспозиции показаны редкие архивные материалы совместной экспедиции Академии наук Армянской ССР и ГМИИ им. А.С. Пушкина в Эребуни, хранящиеся в Отделе рукописей Пушкинского музея: натурные акварельные рисунки росписей, графические реконструкции архитектурных построек, полевые дневники с зарисовками находок и фотоальбомы, собранные по археологическим сезонам. Архив сохранился благодаря руководителю отряда ГМИИ С.И. Ходжаш и ее соратнице по раскопкам А.А. Демской, которая его систематизировала. 

21. Четвертый раздел выставки об археологической экспедиции ГМИИ им. А.С. Пушкина и Академии наук Армянской ССР
21. Четвертый раздел выставки об археологической экспедиции ГМИИ им. А.С. Пушкина и Академии наук Армянской ССР

В этом разделе выставки также представлены результаты совместного с ГОСНИИР масштабного исследовательского проекта по реставрации и реконструкции росписей из Эребуни в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина, который был реализован при поддержке Владимира Эдуардовича Карташяна. 

22. Бетехтин О.Г. Раскопки на Кармир-Блюре. 1951 год. Холст, масло.
22. Бетехтин О.Г. Раскопки на Кармир-Блюре. 1951 год. Холст, масло.

Материалов очень много. Тех, кого интересуют детали археологических и реконструкторских работ по теме определенно увлечет этот раздел.

23. Генеральный план раскопок урартской крепости Эребуни на холме Арин-Берд, отдел геодезической службы Исполкома Ергорсовета. 1965 год.
23. Генеральный план раскопок урартской крепости Эребуни на холме Арин-Берд, отдел геодезической службы Исполкома Ергорсовета. 1965 год.
24. Графическая реконструкция общего вида храма Халди в Эребуни. 1953-1960-е гг.
24. Графическая реконструкция общего вида храма Халди в Эребуни. 1953-1960-е гг.
25. Графическая реконструкция интерьеров храма Халди в Эребуни. 1953-1960-е гг.
25. Графическая реконструкция интерьеров храма Халди в Эребуни. 1953-1960-е гг.
26. Графическая реконструкция общего интерьеров храма Халди в Эребуни. 1953-1960-е гг.
26. Графическая реконструкция общего интерьеров храма Халди в Эребуни. 1953-1960-е гг.

Наверное, в заключение, следует дать краткий итоговый отзыв. Выставка сильная, погружающая в контекст. Наверное, захочется там лицезреть некие неотразимые шедевры, как, например, на выставке «Фракийское золото» в Историческом музее в 2013 году. Но все же, несмотря сдержанное количество заметных артефактов, выставка определенно удалась. Организаторами была воссоздана уникальная, трепетная атмосфера тех давних времен. Рекомендую вчитываться в пояснительные текстовые справки на стенах у экспозиционных витрин. Так будет правильнее, чем просто рассматривать артефакты без информационной привязки. Также можно взять аудиогид, так будет совсем правильно. Выставка работает до 28 января. Можно вполне себе, не торопясь, ещё успеть.


Источники: материалы официального сайта ГМИИ им. А.С. Пушкина и этикетаж выставки


© Vladimir d’Ar, 2024


Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Часть первая.

Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" - Искусство Урарту. Часть вторая.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вообще, на востоке любой рынок начинается еще задолго до ворот. Что-то продают на входе, чтобы не было скучно гулять по рынку, что-то продают на выходе - а вдруг ты забыл купить именно это, самое нужное? Вот эти булочки-бублики, густо усыпаннае кунжутом - излюбленное лакомство ...
— Нет, будет борьба за мир, но такая, что камня на камне не останется! Это в российских школах вывесили, в рамках борьбы с Телеграмом. ...
Очень интересные события намечаются сейчас в Греции и в Китае. Греция готовится провести референдум, который может спровоцировать выход страны из Еврозоны. Наш союзник Китай, в свою очередь, переживает мощное падение биржевых индексов, которое, возможно, повлечёт за собой далеко выходящ ...
Наш блог уже писал о появлении в небе над Балтийским морем двух американских стратегических бомбардировщиков Boeing B-52H Stratofortress в рамках проходящих сейчас учений НАТО BALTOPS 2016 и Saber Strike, в эскорте 12 тактических истребителей четырех государств - двух истребителей Eurofi ...
Дословно от источника в ОПУ: Президент вернулся из США в очень тяжелом настроении. ...