Выставка "Царство Урарту. Наследие древней Армении" в ГМИИ им. А.С. Пушкина -
vladimirdar — 04.01.2024ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту — Харминуя — Армина», организованную совместно с ведущими музеями России и Армении. Она посвящена богатой культурной истории древней Армении и демонстрирует особый взгляд на истоки ее искусства – наследие государства Урарту (IX–VII века до н.э.). На мой взгляд: важная этапная выставка, наряду с поразившей воображение «Золото сарматских вождей», проходившую в летом-осенью 2023 года. Она будто продолжает и дополняет эпохальную выставку в Историческом музее «Армения. Легенда Бытия», проходившую в 2016-м.
Выставка приурочена к знаменательному событию – 100-летнему юбилею со дня рождения знаменитого востоковеда Светланы Измайловны Ходжаш (1923–2008), заведующей отделом Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина (1964–2008) и многолетнего руководителя археологического отряда Пушкинского музея (1959–1978) в составе совместной экспедиции в Эребуни.
Выставка проходит на втором этаже музея и не занимает ведущее ключевое положение, как было с «Золотом сарматских вождей». Однако выставка представлена очень достойно, по-прежнему на уровне высокого эстетического, искусствоведческого вкуса. Люблю такого рода знаковые выставки в Пушкинском. Устроители делают всё, чтобы посетитель смог отрешиться от окружающей действительности и погрузиться в глубины собственных ощущений и мимолетных догадок с отблесками личной истины.
Наверное, поэтому и сделан акцент на весьма сдержанном освещении артефактов, что в в свою очередь, сказывается негативно на возможности отснять фото материал в достаточно презентабельном качестве. Будет три части, хотя изначально я планировал краткие две. Но в процессе работы над материалом вырисовался тот необходимый минимум, что надо было обязательно представить. Ведь очень важно передать читателю образный посыл выставки и при добром ответном эмоциональном импульсе можно тогда считать, что этот фоторепортаж был небесполезен.
Выставка «Царство Урарту. Наследие древней Армении. Урашту – Харминуя – Армина» состоит из четырех разделов, три из которых посвящены разным этапам развития истории и культуры этого региона: от доурартской традиции древних племен Армянского нагорья (II–I тысячелетия до н.э.) до становления древнеармянского искусства постурартского периода (VI–IV века до н.э.). Основу экспозиции составляет богатое наследие царства Урарту IX–VII веков до н.э. — одного из главных древневосточных государств I тысячелетия до н.э.
Урарту (Арарат, Биайнили, Наири, Ванское царство) — древнее государство в Передней Азии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция, северо-западный Иран и Нахичеванская АР Азербайджана) и занимавшее главенствующее положение среди государств Передней Азии в первой четверти первого тысячелетия до н.э. В первой половине VIII века до н.э. Урарту взяло верх над своим постоянным соперником — Ассирией. Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII века до н.э., как государства — с IX века до н.э. Урарту прекратило существование в VI веке до н.э. Государство Урарту оказало сильное культурное влияние на страны, расположенные в северной части Передней Азии и в Закавказье, являлось посредником в связях между государствами Востока и населением Северного Кавказа и Причерноморья.
В экспозиции выставки представлены артефакты с самых первых раскопок, проведенных еще во времена императорской России, фрагменты монументальной росписи дворцов и храмов Древнего царства Урарту, отреставрированные сотрудниками музея и ГОСНИИР, а также уникальные экспонаты из коллекции музея Эребуни, большая часть которых не участвовала в выставках за пределами Армении.
Сейчас мы находимся в первом из четырёх залов выставки: Доурартская культура Армянского нагорья (середина второго – нач. первого тыс. до н.э.). Это в основном керамика и изделия из металла, в частности артефакты культуры Этиуни (лчашен-мецаморская культура, XVI–VII вв. до н.э.).
Из первой выставочной экспозиции почему-то привлек внимание именно этот условно «четырехручный» сосуд. Возможно, он подвешивался на веревках и выполнял роль курильницы.
Племена этиунов населяли эти земли еще до урартов. Конфедерация Этиуни уступила Урарту ведущее положение в регионе, однако эти племена не исчезали, а продолжали существовать одновременно с царством Урарту. Племена этиуни, наряду с государством Урарту, сыграли важную роль в формировании древнеармянского государства династии Ервандидов.
В эпоху позднего бронзового века (XV-XIII века до н.э.) Армянское нагорье переживает расцвет. Активно развивается земледелие, массовое ремесленное производство и торговля. Этот период отмечен обширными ирригационными работами, появлением мер и весов, формирование военной элиты — колесничих.
В центральной части Армянского нагорья в это время складывается лчашен-мецаморская культура, для которой характерны укрепленные поселения и обширные некрополи.
В богатых курганных захоронениях знати были найдены колесницы и повозки, а также произведения искусства, привезенные с Ближнего Востока. Например, это деталь украшения подобной колесницы в виде статуэтки кабана.
Скульптурные памятники разных форм появляются в Армении начиная с бронзового века. В первом тысячелетии до н.э. продолжают встречаться скульптурные изображения, сочетающие антропоморфные и растительные формы с различными орнаментальными мотивами. Для антропоморфных статуй раннего железного века характерно изображение головы без тела, хотя встречались и целые человеческие фигуры.
Такие памятники имели культовое значение и представляли собой как божества и идолов, так и умершего и почитаемого предка
Мы сейчас переходим во второй зал, посвященный непосредственно Урарту (VIII-VII вв. до н.э.). Представлены находки от монументальной живописи до резных печатей из центров этого государства на территории Армении: Эребуни, Аргиштихинили, Тейшебаини и др. (VIII–VII века до н.э.). Правители царства Урарту принесли на территорию нагорья свою письменность, развитую культуру и искусство, во многом ориентировались на богатейшее художественное наследие древней Месопотамии.
Успешные военные походы Урарту стали возможны благодаря сильной армии с хорошей экипировкой. Урартские доспехи и вооружения восходят к ассирийским образцам.
Круглый выпуклый щит урартского типа напоминает своими очертаниями современную широкополую шляпу
На внешней поверхности, на трех концентрических полосах изображены львы и быки. На первом малом поясе изображены шесть львов.
На втором поясе 12 быков. На третьем большом поясе 16 львов. Позы животных статичны, их фигуры показаны так, что они находятся в вертикальном положении в поле зрения зрителя.
Обод щита покрыт клинописью. Согласно Б.Б. Пиотровскому, щиты этого типа не были боевыми, а предназначались для подвешивания на стенах храмов в качестве вотивных (жертвенных) приношений божеству.
Надпись клинописью на щите: «Богу Халди, владыка, Руса, сын Сардури, этот щит ради своей жизни посвятил. Величием бога Халди Руса, сын Сардури, царь могущественный, царь великий, царь страны Биайна, правитель города Тушпы»
На передней части шлема царя Сардури II изображены священные древа и стоящие возле них бородатые либо безбородые гении (духи-охранители) в головных уборах с рогами и большими крыльями. Группа священных древ обрамлена змеями с львиными головами — апотропейными (оберегающими от порчи) изображениями обеспечивающими магическую защиту от злых сил. Затылочные и височные части шлема украшены рядами боевых колесниц и всадников со шлемами и круглыми щитами. Шлем окаймлен единственной клинописной надписью.
Надпись на шлеме: «Сардури, сын Аргишти, даровал этот шлем богу Халди, владыке, ради своей жизни»
Умбон (фото ниже) — металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, размещённая посередине щита, защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов. На Руси (в России) такая выпуклость на щите называлась пупом.
Этот щит (фото ниже) был посвящен божеству Халди в городе Эребуни, однако впоследствии после землетрясения его перенесли в новый административный центр северных областей — Тейшебаини. Всего в Тейшебаини было обнаружено 14 крупных бронзовых щитов. Поскольку они имели посвятительные надписи, а некоторые были украшены изображениями идущих львов, принято считать, что они были декоративными и не использовались в качестве боевого снаряжения.
Надпись на щите: «Богу Халди, владыке в городе Эрибуни этот щит Аргишти, сын Менуа, посвятил. Аргишти — царь могущественный, царь великий, царь страны Биайнили, правитель города Тушпы»
На лобной части другого шлема (фото ниже) изображен трезубец в виде зигзагообразной фигуры, выполненной в технике выколотки. Общепринятым является мнение Б.Б. Пиотровского, что этот знак представлял собой трезубец молний Тейшебы — урартского бога грома и войны. Примечательно, что символ Тейшебы изображен на налобной части шлема: он мог служить апотропеем, защищая воина.
Аналогичные урартские шлемы находили в царских арсеналах (в Кармир-Блуре) или хранилищах при храмах (например, в храмах в Алтынтепе). Это шлем один из одиннадцати бронзовых шлемов с трезубцем, найденных в крепости Тейшебаини.
Кинжалы
Надпись на ручке: «(Собственность царя) Сардури, сына Агишты»
На выставке очень много глиняной, бронзовой посуды и разной утвари
|
</> |