Новая глава "Миррского цикла", "Потоп". Ч10.

топ 100 блогов mr_bison23.05.2016 - Вы, кажется, что-то там еще говорили о здравом смысле, - едко напомнил репортер.
- Говорил. Представьте себе некоего врача-филантропа, который в свободное от основной работы время бесплатно лечит бедных. Спасает тысячи жизней таким образом. И тут к нему заявляется некто вроде вас, тычет ему в лицо фотографиями смертельно больных и вопит «Почему вы не отдадите нуждающимся в трансплантации свои внутренние органы?! Свои почки, свою печень, свое сердце, в конце концов! Вы что не понимаете, что эти люди умрут без них?! Вот, взгляните на фотографию этого смертельно больного ребенка! Ему срочно нужно ваше сердце! Вы ведь не хотите, чтобы он умер из-за вашей жадности?!». Врач, может, и не хочет смерти незнакомого ему ребенка, но умирать сам он хочет еще меньше. Но даже если бы он был настолько ненормален, что решился бы умереть ради спасения нескольких больных, сколько от этого его решения пострадало бы? Намного больше. Он ведь лечил тысячи. И делал это постоянно. А теперь спасет лишь несколько. И только один раз. Мирра спасает миллионы жизней на других планетах. Спасает потому, что, с одной стороны, благодаря своей мощной экономике может себе это позволить, а с другой, наши граждане имеют желание эти жизни спасать. Но хлынувшие сюда бесконтрольные потоки псевдобеженцев уничтожат нашу культуру и нашу экономику. А также убьют в наших гражданах любое желание помогать. И Мирра из крупнейшего благотворителя галактики превратится в еще одну нищую озлобленную дыру. Такую же как те, из которых мигранты так стараются перебраться сюда сейчас. При этом мы превратимся в очень хорошо вооруженную озлобленную нищую дыру – арсенал-то наш никуда не денется. По крайней мере поначалу. Скажите, вам что Такара мало?
- Да с чего вы взяли, что беженцы уничтожат вашу экономику?! До сих пор Мирра от притока мигрантов только выигрывала. Они готовы делать ту же работу, что и местные, но дешевле. Зарплата оператора городского уборочного комбайна на Мирре и каком-нибудь Джавакшане отличается почти в 50 раз! Вы что, хотите сказать, что миррский оператор работает в 50 раз лучше?! При том, что он ездит по ровным и чистеньким улицам миррских городов, а не по захламленным запутанным закоулкам перенаселенных гигантских гетто, где о соблюдении правил дорожного движения никто не слышал и постоянно приходится лавировать между рикшами, бредущим скотом, носящимися туда-сюда бициклами и перебегающими дорогу детьми?! Это же чушь! Единственная причина, по которой оператор на Джавакшане получает в 50 раз меньше чем оператор на Мирре — это протекционизм. Миррские работники защищены от конкуренции со стороны работников с других бедных планет иммиграционным контролем[i]. Большинство из них с радостью работало бы за малую часть той зарплаты, которую платят на Мирре.
- А знаете, - улыбнулся генерал, - Вы правы. Отчасти. Разумеется, оператор уборочного комбайна на Мирре получает в 50 раз большую зарплату чем такой же на Джавакшане совсем не потому, что он в 50 раз лучше работает. Там просто нечему быть в 50 раз лучше. Он получает такие деньги именно за то, что он гражданин Мирры и носитель присущей именно нашей планете культуры.
- Вот видите!
- Погодите, - отмахнулся МакПаттон, - Я еще не закончил. Вы, может быть, не в курсе, но далеко не все человеческие культуры[ii] одинаково[iii] способствуют[iv] процветанию[v] экономики34. Некоторые из них эту несчастную экономику просто-таки уничтожают на корню. От культуры также зависит уровень социального капитала[vi] и соответственно трансакционные издержки[vii]. Социальный капитал[viii] это, упрощенно говоря, уровень доверия в обществе и способность его членов самоорганизовываться, чтобы отстаивать свои интересы. Причем отстаивать не для узкой национальной или религиозной группы, а для всех граждан государства в целом. Не закрытые национальные и религиозные общины, выгораживающие своих членов, чтобы те не сделали, а гражданское самосознание и взаимопомощь на уровне нации. Имеется весьма четкая корреляция между уровнем культурного и социального капитала[ix] и экономическими успехами страны. Могу привести простой, но вполне конкретный пример. Во многих городках на Мирре до того, как в них появились мигранты, почтовые дроны просто оставляли посылки рядом с домом получателя. И никому не приходило в голову их украсть, испортить или обмануть почту, заявив, что посылка так и не была доставлена. Потом все изменилось – доставка возможна только из рук в руки и только при подтверждении личности получателя. А еще почтовые дроны теперь оснащаются дополнительной защитой – их стали сбивать и красть содержимое. Все это дополнительные издержки. Казалось бы, мелочь. Но именно из таких мелочей и складывается экономика. Именно они определяют ее рост и эффективность. И зависят такие мелочи в конечном счете от доминирующей культуры и специфических паттернов[x] поведения[xi] ей обусловленных. Они создают фон[xii], на котором неприемлемые и считавшиеся ранее аморальными вещи становятся допустимыми. Наш миррский оператор уборочного комбайна по сравнению с таким же на Джавакшане при прочих равных, - генерал намеренно выделил последние слова голосом, - более образован, обычно признает преимущества демократического строя и уважает неприкосновенность частной собственности, уважает свободу слова, менее подвержен правому или левому популизму, гендерному шовинизму и религиозному фанатизму, не придерживается вредных для экономики религиозных практик[xiii], имеет меньшую склонность к противоправным деяниям и коррупции[xiv], проявляет большую готовность к сотрудничеству с полицией, а еще, что очень важно, менее консервативен и более терпим к новому и потому не подавляет креативность[xv] других людей в своей культуре, даже если сам и не склонен к ней. Эти различия могут быть весьма малыми и даже почти незаметными глазу, но если вы помножите их на миллиарды людей, являющихся носителями той или иной культуры, задумаетесь о силе культурной инерции, то получите объяснение того, отчего они так важны. Вот вам и ответ, почему наш миррский рабочий получает так много – он с одной стороны принадлежит, а с другой является опорой и поддержкой культуры, которая способствует более высоким темпам экономического роста.
- Это не заслуга вашего оператора! – возмутился блоггер, - Он просто родился в стране с соответствующими институтами и культурой и перенял их с детства!
- Разумеется это не его заслуга, - пожал плечами генерал, - Поведение каждого человека определяется его наследственностью и средой, в которой он вырос. Если бы вы взяли среднестатистического джавакшнийского младенца и отдали его в обычную миррскую семью, то из него при прочих равных вырос бы заурядный миррский гражданин и типичный носитель миррской культуры. Причем с уровнем интеллекта чуть выше среднего миррского ­. С учетом эффекта Флинна[xvi], его потолка, обусловленного генетикой[xvii] и, исключив такие негативные факторы внешней среды, как, например, различные инфекционные болезни[xviii] или недоедание[xix], характерные для бедных стран и тормозящиеразвитие интеллекта ребенка, средний IQ джавашнийцев будет чуть выше среднего миррского. Но ведь вашего оператора с Джавакшана никто в миррскую семью во младенчестве не отдавал, не так ли? Так что он скорее всего будет носителем своей, а не миррской культуры. Более того, он передаст ее и своим детям. И достаточно взглянуть на экономические показатели Джавакшана, чтобы понять, что эта культура не слишком-то успешна.
- Известно множество культур, которые считались отсталыми, а потом совершали резкий экономический рывок! Взять хоть Бирюзовую империю! – возразил журналист.
- Бирюзовая империя также все еще не слишком-то успешна, если смотреть ВВП на душу населения[xx], а не абсолютные показатели, - спокойно ответил генерал, - И не забывайте про низкий старт. Человек, который ранее зарабатывал один кредит в год, а теперь стал зарабатывать тысячу может конечно хвастаться, что его доход вырос в тысячу раз. Но такое ли уж это большое достижение иметь всего тысячу в год, если в других странах люди столько зарабатывают в месяц. А кое-где и в неделю. Есть очень большие сомнения в том, что Бирюзовой империи и в дальнейшем удастся поддерживать такие темы роста экономики[xxi].  Так что этот ваш пример не слишком удачен[xxii].
-  У меня есть и другие. Планета Чосон[xxiii], как вам вероятно известно, в результате послевоенного Давгарского пакта была разделена на два государства. Одно из них, Хвантхэджа, абсолютно тоталитарное и перманентно прозябает на грани голода, а другое, Чхинван, преуспевает даже по меркам богатейших планет галактики. Культура же у обоих государств абсолютно одинакова – это вообще один народ. Что вы на это скажете?



[i] Chang, H.-J. (2011). 23 things they don't tell you about capitalism. Thing 3. Most people in riсh countries are paid more than they should be New York: Bloomsbury Press
[ii] Greif, A. (1994). Cultural beliefs and the organization of society: A historical and theoretical reflection on collectivist and individualist societies. Journal of political economy, 912-950.
[iii] Alesina, A., & Giuliano, P. (2013). Culture and institutions (No. w19750). National Bureau of Economic Research.
[iv] Tabellini, G. (2010). Culture and institutions: economic development in the regions of Europe. Journal of the European Economic Association, 8(4), 677-716.
[v] Fryer, R. G., & Torelli, P. (2010). An empirical analysis of ‘acting white’. Journal of Public Economics, 94(5), 380-396.
[vi] Whiteley, P. F. (2000). Economic growth and social capital. Political Studies, 48(3), 443-466.
[vii] Svendsen, G. L. H., & Svendsen, G. T. (2003). On the wealth of nations: Bourdieuconomics and social capital. Theory and society, 32(5-6), 607-631.
[viii] Beugelsdijk, S., & Van Schaik, T. (2005). Social capital and growth in European regions: an empirical test. European Journal of Political Economy, 21(2), 301-324.
[ix] Knack, S., & Keefer, P. (1997). Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation. The Quarterly journal of economics, 1251-1288.
[x] Kimbrough, E. O., & Vostroknutov, A. (2015). Norms make preferences social. Journal of the European Economic Association.
[xi] Gächter, S., & Schulz, J. F. (2016). Intrinsic honesty and the prevalence of rule violations across societies. Nature.
[xii] Buonanno, P., Montolio, D., & Vanin, P. (2009). Does social capital reduce crime?. Journal of Law and Economics, 52(1), 145-170.
[xiii] Campante, F. R., & Yanagizawa-Drott, D. H. (2013). Does Religion Affect Economic Growth and Happiness? Evidence from Ramadan (No. w19768). National Bureau of Economic Research.
[xiv] Mazar, N., & Aggarwal, P. (2011). Greasing the palm can collectivism promote bribery?. Psychological Science, 22(7), 843-848.
[xv] Mueller, S. L., & Thomas, A. S. (2001). Culture and entrepreneurial potential: A nine country study of locus of control and innovativeness. Journal of business venturing, 16(1), 51-75.
[xvi] Flynn, J. R. (1987). Massive IQ gains in 14 nations: What IQ tests really measure. Psychological bulletin, 101(2), 171.
[xvii] Sundet, J. M., Barlaug, D. G., & Torjussen, T. M. (2004). The end of the Flynn effect?: A study of secular trends in mean intelligence test scores of Norwegian conscripts during half a century. Intelligence, 32(4), 349-362.
[xviii] Eppig, C., Fincher, C. L., & Thornhill, R. (2010). Parasite prevalence and the worldwide distribution of cognitive ability. Proceedings of the Royal Society of London B: Biological Sciences, 277(1701), 3801-3808.
[xix] Kar, B. R., Rao, S. L., & Chandramouli, B. A. (2008). Cognitive development in children with chronic protein energy malnutrition. Behavioral and Brain Functions, 4(1), 1.
[xxii] Allen, F., Qian, J., & Qian, M. (2005). Law, finance, and economic growth in China. Journal of financial economics, 77(1), 57-116.
[xxiii] Acemoglu, D., & Robinson, J. (2012). Why nations fail: the origins of power, prosperity, and poverty. 2. Theories That Don't Work - Poor countries are not poor because of their geographies or cultures, or because their leaders do not know which policies will enrich their citizens. Crown Business.


WebMoney: U608721488405 или R258659277578 или Z383034668356 или E264834424196
Bitcoin: 1NK6GhJ8JQBPXoua3L7nKkzsePwkbkMC49
PayPal: номер конто YGQG4KW62MZLL почта [email protected]
Счет
Postbank
Maksym Shapiro
IBAN: DE21 7601 0085 0863 1648 52
BIC: PBNKDEFF

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А вот еще грядки) Я себе агротехнически правильных посадок позволить не могу, у меня на квадратном метре четыре кабачка. А вот родственница может - у нее два кабачка на грядке. И все в укропе - как  я люблю) Так в результате у моих кабачков третий лист еще только вылезает, ...
Гулять не пошёл, снег к вечеру потаял, слякоть и вообще неприятная погода. Занимаюсь дома. Отжимаюсь, гантельки тягаю и прочее такое. ...
ТЕКСТОМ: Евреи, скажите, а чем объясняется такая популярность Путина в Израиле? Никогда бы в жизни не подумал, что популизм начнет брать верх и в вашей стране. Большей дискредитации памяти Катастрофы, чем новый диктатор на трибуне Яд Вашема, в этот самый момент оккупирующий ...
Дорогие самарчане! У меня к Вам две новости. Одна хорошая, другая тревожная. Начну с хорошей. Тендеры на капитальный ремонт "от борта до борта" в 9 районах прошли. Определились подрядчики. На следующей неделе будет опубликован график работ. Тревожная новость. С 20 мая ож ...
Идет первый тайм матча Молодежного Кубка против "Ливерпуля". Играем на "Энфилде", пока 0-0. Ссылки на трансляции вот: http://myp2p.eu/broadcast.php?matchid=108895&part=sports У меня, правда, ни одна не пашет. Состав: Johnston M. Keane Blackett Thorpe Fornasier Tunnicliffe Cole Pogba Van ...